Инновационные кластеры — пилотный проект
Министерство экономического развития РФ завершило формирование перечня территориальных инновационных кластеров (ТИК), которые получат поддержку на федеральном уровне. Активное участие в этой работе принимал Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. О новых инструментах господдержки инновационного развития и участии в этом специалистов и структур ВШЭ рассказывает заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ Михаил Голанд.
— Михаил, как проходило формирование перечня?
— В марте 2012 года Министерство экономического развития объявило конкурс на определение перечня пилотных территориальных инновационных кластеров, развитие которых предполагается стимулировать за счет использования различных мер государственной поддержки. В рамках конкурса было подано более 90 заявок, в перечень вошло 25 кластеров. Из них 14 получат финансовую поддержку. Предположительно, речь идет о суммах порядка 400 миллионов рублей в год на развитие каждого кластера. Поскольку предполагается, что программа продлится пять лет, кластер за это время получит около 2 миллиардов рублей федерального финансирования. А есть еще финансирование со стороны региона, муниципальных образований, в которых располагается кластер, внебюджетные средства участников кластера — это также миллиарды, а в некоторых случаях и десятки миллиардов рублей.
Еще 11 кластеров из перечня получили статус территориальных инновационных кластеров, но их программы развития проработаны в меньшей степени, поэтому было принято решение дать им возможность доработать программы и рассмотреть вопрос об их финансовой поддержке на следующем этапе.
— Что создание перечня ТИК означает на практике?
— Попадание в перечень создает для кластеров целый ряд преимуществ. Во-первых, есть поручение президента об увязке федеральных целевых программ (ФЦП), государственных программ с программами развития пилотных инновационных кластеров. В целях исполнения этого поручения Минэкономразвития России попросило все 25 кластеров, которые вошли в перечень, подготовить предложения по корректировке ФЦП. То есть у кластеров появляется возможность включить в ФЦП мероприятия, необходимые для их развития.
Во-вторых, предполагается, что кластеры будут активно поддерживать и на региональном уровне. Для этого есть все основания, поскольку программы развития кластеров, которые представлялись в Минэкономразвития, согласовывались с руководителями субъектов федерации либо их заместителями. В частности, речь может идти о распределении средств, которые регионы получают в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.
К другим плюсам для кластеров я бы отнес упрощенное взаимодействие с институтами развития, в том числе со «Сколково», Роснано, Внешэкономбанком. Предполагается, что они будут предоставлять кластерам определенные преференции. Также обсуждается идея распространения льгот, которые в настоящее время предусмотрены для резидентов «Сколково», на участников инновационных кластеров, если они соответствуют требованиям, которые предъявляются к резидентам «Сколково».
— Финансирование предусмотрено серьезное. В кластеры входят разные организации, разных форм собственности. Как они будут распределять финансирование между собой?
— Напрямую участники денег не получат. Деньги получат регионы, в которых располагаются кластеры. Каждый кластер, вошедший в перечень, подготовил серьезную программу развития. И мероприятия этой программы будут финансироваться субъектами федерации за счет средств федеральной субсидии. Речь идет о строительстве дорог, электроподстанций, сетей — это для кластеров очень важно. Предполагается 8 направлений финансирования различных проектов, это, в первую очередь, инфраструктура — жилищная, коммунальная, энергетическая, транспортная. Есть и финансирование исследований и разработок в кластерах, а также других направлений, которые способствуют повышению конкурентоспособности кластеров.
— Не всегда все нужные предприятия находятся в одном регионе. Как решается эта проблема?
— Многие кластеры говорят о том, что кооперация в их сфере деятельности выходит за рамки их региона. Возьмем хотя бы Москву и область — административные границы понятны, но по факту в кооперации таких границ нет. Тем более в связи с расширением Москвы границы еще больше размываются. Может быть, это методологически неверно, но в рамках конкурса кластеры формировались на территории одного субъекта федерации потому, что субсидии, которые предполагаются из федерального бюджета, будут поступать через регионы. И если части кластеров будут располагаться в разных регионах, будет очень сложно эти субсидии до них донести, исходя из требований Бюджетного кодекса. Но участие предприятия другого региона в кластерной кооперации вполне допустимо. Предполагается два вида статусов. Первый статус — это собственно участник ТИК. И второй статус — статус партнера кластера. Естественно, у кластеров есть партнеры, которые располагаются в других регионах России или даже в других странах, и никто не будет требовать, чтобы налаженное взаимодействие было прекращено.
— Намечены ли какие-то конечные цели? Чего должны достичь кластеры к некому сроку?
— В программах развития кластеров есть целевые ориентиры до 2014-2016 годов. Предполагается значительное увеличение выручки предприятий-участников кластеров, а также частных инвестиций в развитие кластеров, расходов на исследования и разработки, запланирован и рост числа высокотехнологичных и высокопродуктивных рабочих мест. Такие цели поставлены и будем надеяться, что они будут реализованы.
— Предусмотрена ли возможность исключения кластера из программы в случае, если он со своими задачами не справляется?
— Да, такая возможность есть. Будет происходить мониторинг распределения средств, которые выделяются из федерального бюджета — насколько эффективны вложения, целевым ли образом они используются? Если будет выявлено, что кластер не развивается, что деньги тратятся зря, то я думаю, вполне возможно, что будет принято решение об исключении кластера из списка. Но так же возможно, что перечень будет расширен — речь идет о пилотной программе, которая в этом году завершилась, и я надеюсь, что министерство проведет в следующем году второй конкурс.
— Какова же была роль ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в работе по формированию перечня?
— Мы принимали активное участие в разработке всех методических материалов, на основании которых проводился данный конкурс. Конечно, роль Министерства экономического развития в разработке методологии была ключевой, но эксперты ВШЭ давали свои предложения, и эти предложения воспринимались. Второе направление нашей работы было связано с проведением конкурса. 19 марта 2012 года Минэкономразвития России объявило о конкурсе, заявки в течение месяца поступали в министерство. 20 апреля эти заявки были размещены на специальном сайте, чтобы ведущие эксперты по развитию кластеров, представители федеральных органов исполнительной власти, институтов развития (а это порядка 100 человек по всей России) могли ознакомиться с программами развития кластеров-претендентов и дать свое заключение на эти программы.
Эта работа шла на базе сайта, созданного ИСИЭЗ, мы поддерживали этот сайт, были его администраторами, обеспечивали работу информационной системы. Кроме того, пять экспертов из ВШЭ участвовали в анализе программ развития кластеров. И третья вещь — мы участвовали в разработке программ развития для целого ряда кластеров. Хочу сказать, что работа была проведена достаточно успешно — все кластеры, с которыми мы работали, вошли в итоговый перечень министерства.
— Первый этап завершился, а сохраняется ли участие представителей ВШЭ в дальнейшей работе?
— Да, безусловно. Мы участвовали в подготовке сводной информации по всем кластерам для доклада МЭР в Правительстве РФ по этой программе. Сейчас планируется осуществлять мониторинг деятельности кластеров. Предполагается, что он будет проходить на базе Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) с участием ВШЭ. АИРР — серьезная структура, ее Наблюдательный совет возглавляет Сергей Нарышкин, в состав совета входят Владислав Сурков, Анатолий Чубайс, Олег Фомичев, а исполнительным директором является Иван Бортник, известный, очень уважаемый эксперт. В ассоциации создан специальный комитет по кластерному развитию, я являюсь его членом, и в рамках комитета будет осуществляться мониторинг деятельности пилотных инновационных кластеров.
Наконец, мы создаем специальный сайт, на котором в открытом доступе будет размещена вся информация, касающаяся развития кластеров в России. Надеюсь, что в августе он уже будет работать для широкой публики, может быть, пока в несколько упрощенном формате. Также мы готовим к публикации целый ряд работ, в том числе специальный доклад по развитию кластеров в Российской Федерации.
Игорь Стадник, специально для новостной службы портала ВШЭ