Высшая школа экономики выпустила седьмой Рейтинг инновационного развития регионов
Первое место в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации вновь завоевала Москва. Она демонстрирует самый высокий уровень экономического, образовательного и цифрового развития. На втором месте — Санкт-Петербург, на третьем — Республика Татарстан, далее идут Томская, Нижегородская и Московская области. Таковы итоги седьмого выпуска рейтинга, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Почти 10 лет Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ формирует Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации как профессиональный аналитический продукт для обоснования региональной политики. В его основе — иерархическая система оценок, позволяющая сравнивать позиции регионов по общему уровню инновационного развития, качеству человеческого капитала и региональной политики, потенциалу цифровизации и научно-технического развития и другим показателям.
Седьмой выпуск рейтинга базируется на существенно обновленной в прошлом году системе из 53 показателей. Динамика инновационных процессов в субъектах Российской Федерации оценивается на основе данных официальной статистики за 2018/2019гг. Показатели качества инновационной политики, характеризующие нормативную правовую базу и организационное обеспечение инновационной деятельности, а также число территорий с особыми федеральными статусами и объектов инновационной инфраструктуры, рассчитаны по данным за 2019 год.
Согласно результатам исследования, столица вновь завоевала первенство в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации по итогам 2018/2019гг. Она по-прежнему демонстрирует самый высокий уровень экономического, образовательного и цифрового развития. Залогом рейтингового успеха столицы стало также ее ИТ-лидерство: ближайший конкурент — Санкт-Петербург — отстает по сумме показателей цифрового потенциала не менее чем на 30%.
Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан, лидирующие по общему уровню развития инноваций, — устойчивый топ‑3, зафиксированный в пяти из семи изданий рейтинга (лишь распределение мест между ними иногда меняется). В новом рейтинге Республика Татарстан уступила 2-ю строчку Санкт-Петербургу и заняла 3-е место. Томская, Нижегородская и Московская области сохранили 4-ю, 5-ю и 6-ю позиции соответственно.
Сравнение позиций регионов в новом рейтинге относительно их мест в предыдущем свидетельствует о том, что взлеты и падения чаще всего связаны с изменением качества инновационной политики. Этот фактор стал причиной существенного (на 10 и более строчек) подъема позиций Республики Коми, Приморского края, Архангельской, Калининградской, Ленинградской, Орловской и Тюменской областей и столь же значительного снижения рейтинговых позиций Республики Бурятия, Краснодарского края, Смоленской и Тамбовской областей.
Впервые в числе ведущих регионов по социально-экономическим условиям инновационной деятельности оказалась Магаданская область. Подъем на 37 рейтинговых позиций связан с активным обновлением основных фондов и ростом ВРП.
Томская область подтвердила статус ведущего региона в сфере научных исследований и разработок. В топ‑5 субъектов Российской Федерации по уровню научно-технического потенциала впервые вошла Тюменская область. Ее рейтинговый успех связан с увеличением затрат на исследования и разработки (ИиР) на одного исследователя, доли бизнеса в финансировании ИиР, зарплаты в науке в процентах к средней в регионе.
Большинство регионов продемонстрировали положительную динамику показателей финансирования ИиР. Одновременно зафиксировано значительное снижение кадрового потенциала науки: доли занятых в сфере ИиР молодых исследователей и исследователей, имеющих ученую степень, сократились более чем в половине субъектов Российской Федерации. На фоне общего снижения численности обучающихся по программам высшего образования на 10 тыс. человек доля студентов программ высшего образования в области STEM и фундаментальной медицины увеличилась в 74 регионах.
Лидерство в сфере инновационной активности сохранили Чувашская Республика, Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская, Нижегородская области и Республика Мордовия. На эти семь регионов приходится свыше 40% общего объема инвестиций в инновации и более трети (35%) объема произведенной в России инновационной продукции.
Маркетинговые и организационные инновации активнее всего осуществлялись в Чувашской Республике, Рязанской области, Санкт-Петербурге, Пензенской и Тюменской областях. Участие организаций в разработке и внедрении нетехнологических нововведений сократилось в 60% регионов.
Компании Москвы, Санкт-Петербурга, Липецкой, Пензенской и Мурманской областей продемонстрировали наибольшую технологическую независимость на фоне снижения доли организаций, разрабатывавших технологические инновации собственными силами, более чем в 70% субъектов РФ.
Научная кооперация особенно интенсивно развивалась в Москве, Томской области, Санкт-Петербурге, Орловской и Нижегородской областях. За рассматриваемый период в деятельности организаций преобладали процессные инновации, связанные с совершенствованием существующих продуктов, в то время как производство продукции высокого уровня новизны было ограничено. В большинстве регионов доля новой для рынка продукции снижается: отрицательная динамика зафиксирована в 47 субъектах РФ.
Большинство субъектов Российской Федерации укрепили позиции на глобальных рынках и были вовлечены в международный интеллектуальный обмен. Так, более 80% регионов повысили экспортную активность, в том числе несырьевой экспорт товаров, свыше 60% — улучшили результаты по экспорту услуг и инновационной продукции. Одновременно более 90% субъектов РФ увеличили экспорт технологий, три четверти — стали активнее экспортировать образовательные услуги, две трети — подавать патентные заявки за рубежом. Лидерство среди субъектов РФ по экспортной активности сохраняет Санкт-Петербург. В Северной столице зафиксированы высокая численность иностранных студентов, внушительные результаты в экспорте технологий и зарубежном патентовании изобретений.
Республика Татарстан с 2012 г. удерживает первенство по качеству инновационной политики и одновременно повышает бюджетные затраты на науку и инновации. В российских регионах проявляются тенденции к оптимизации сети институтов инновационного развития. Лидирующие по объему бюджетных затрат на науку и инновации субъекты РФ в основном наращивали финансирование за счет средств федерального бюджета. Из 15 таких регионов только в пяти отмечен рост доли средств регионального бюджета, выделенных на соответствующие цели.
За последний год регионы, наиболее активно вовлеченные в федеральную научно-техническую и инновационную политику, в 2,5 раза увеличили число научных, научно‐технических и инновационных проектов, поддержанных федеральными органами власти и институтами развития.
В целом в развитии инновационной политики субъектов РФ наблюдался следующий тренд: лидеры фокусировались на привлечении финансовых ресурсов, а «догоняющие» стремились получить новые федеральные статусы.
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Наше исследование позволило выявить несколько противоречий, решение которых во многом определит успехи или неудачи инновационной политики регионов. Отмечу три ключевых, на мой взгляд. Более чем в половине субъектов РФ сокращается доля молодых исследователей, несмотря на рост затрат на науку в целом по стране. Почти в 90 процентах регионов растет доля студентов, обучающихся естественным наукам, инженерным предметам, медицине (STEM), при этом общая численность студентов падает в 80% регионов. Россия активно наращивает экспорт (в том числе технологий), однако в большинстве субъектов РФ падает доля продукции, новой для рынка. Стратегически успех региона будет зависеть от того, сможет ли он вырастить или привлечь творцов инновационной продукции, востребованной по всему миру. Мы надеемся, что подробные инновационные профили каждого региона позволят властям эффективно решить эту задачу.