Мастер-план ТРК «Арктический»: начало туризма на Таймыре
Мастер-план направлен на комплексное изучение социально-экономического положения туристической отрасли и перспективных направлений развития. Описывает механизмы поддержки местных турсообществ, охраны природы и инвестиционную привлекательность. Документ должен стать основой для формирования долгосрочной программы развития туризма и изменения профильной нормативной базы. Стратегический документ консолидирует интересы всех сторон, занятых в развитии туризма на Таймыре. Для глубокого изучения территории, понимания потребностей бизнеса и клиента, эксперты мастер-плана провели свыше 100 индивидуальных интервью и групповых встреч.
Первый этап мастер-плана включает детальное исследование территории, SWOT-анализ, описание перспективных объектов притяжения, расчет допустимой антропогенной нагрузки.
Замдиректора по развитию туризма Анастасия Король отметила, что работа над мастер-планом позволят шире смотреть на возможности территории: «Туризм на Таймыре – это не только Норильск, Дудинка и плато Путорана. Если создавать соответствующие условия, туристы с большим удовольствием поедут в отдаленные поселки или по следам великих северных экспедиций. Наша задача – найти инструменты развития, описать их и убедить людей – в первую очередь самих жителей Таймыра, - что наша земля представляет интерес для гостей из самых разных стран».
Главное подтверждение идеи, что туризм на Таймыре может быть отраслью экономики и востребованным направлением является популярность арктического туризма в Норвегии, Канаде, США, Исландии, Гренландии и других странах. Сегодня в мире насчитывается свыше 10,4 млн арктических туристов. Из них на российскую Арктику приходится не боле 1,2 млн.
Одна из главных сложностей в развитии туризма на Таймыре – транспорт. Каждый из видов имеет ограничения, которые сегодня не позволяют сделать туризм круглогодичным. Регионы с развитым арктическим туризмом имеют большое количество действующих аэропортов. В рамках подготовки мастер-плана был проведен анализ существующих взлетно-посадочных полос – действующих и не функционирующих. Сегодня на Таймыре доступны 4 аэропорта – в Норильске, Хатанге, на Диксоне и острове Средний. Еще 10 взлетно-посадочных полос не работают. По оценкам экспертов, малая авиация, в том числе использование гидросамолетов, имеет большой потенциал в части развития туризма.
Что выгодно отличает другие арктические территории от Таймыра? Сильный бренд. Сегодня территория туристско-рекреационного кластера у внешнего потребителя не ассоциируется с туризмом. В лучшем случае потенциальная аудитория знает главные бренды территории – Таймыр, Енисей, Норильск, плато Путорана. Вместе с тем, часто эти географические объекты в сознании туристов разрознены. Сильными брендами, по мнению разработчиков мастер-плана, должны стать особенности Таймыра. Например, большая анималистическая пятерка: овцебык, морж, северный олень, белый медведь и снежный баран. Туристы смогут наблюдать диких животных в естественной среде в самых разных частях Таймыра.
Кроме того, территории туркластера «Арктический» - это ландшафты, по которым не ступала нога человека. К нам едут за уникальными видами и отдыхом вдали от людей и бесконечно звонящих телефонов. Путешествия сюда – настоящая экспедиция. Самые яркие ландшафты Таймыра, - конечно, плато Путорана, плато Анабар, кратер Попигай, горы Бырранга и раскинувшаяся по всему полуострову тундра. Среди других магнитов для туристов – природные явления: северное сияние, полярный день, ледоход, миграции оленей и птиц.
Еще один бренд территории – быт и культура коренных и малочисленных народов Севера. Таймыр – одна из немногих территорий, на которой проживают представители сразу пяти коренных этносов. Познакомиться с особенностью жизни кочевых народов можно в самой Дудинке и поселках, выросших посреди тундры.
Популярное мнение о вреде туризма для природы Александр Железняк назвал ошибочным: «Подготовленной территории турист не страшен. Если есть соответствующая инфраструктура, природа не пострадает. А если привезти туристов в лес, в котором ничего для их отдыха и пребывания не предназначено, люди его, конечно, вытопчут. Такую ситуацию мы, к сожалению, сегодня можем наблюдать на Байкале». Поэтому, отмечает эксперт, крайне важно, чтобы продвижение территории не опережало темпы создания на ней необходимой инфраструктуры. Мастер-план, в том числе, описывает, в каких объектах нуждаются территории Кластера, чтобы обезопасить природу от антропогенной нагрузки.
По мнению разработчиков стратегического документа, территория-аналог Таймыра – архипелаг Шпицберген. С 1995 года по настоящий момент турпоток там вырос более чем в три раза. Среди главных мотивов путешествия на Шпицберген – увидеть хотя бы раз в жизни Северное сияние, нетронутую арктическую природу и диких животных в их естественной среде, попробовать активные виды спорта. Все это турист может получить и на Таймыре.
Председатель Норильского городского Совета Александр Пестряков отметил значимость проводимой работы: «Из презентации мастер-плана мы видим темпы роста туризма как отрасли на территории. Еще пять лет назад в этой сфере было зарегистрировано только два субъекта предпринимательства, сегодня – более 60. Безусловно, пандемия внесла свои коррективы, но, я верю, что Норильск – будущий центр арктического туризма».
Мастер-план разрабатывает Агентство развития Норильска совместно с экоцентром «Заповедники» при участии Агентства по туризму Красноярского края, центра «Мой бизнес» Красноярского края и органов местного самоуправления. Следующим шагом будет подготовка второго этапа мастер-плана, в котором будут описаны инвестиционные возможности территории. Презентация документа планируется в начале следующего года.
Источник: АНО «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания»