Рынок умных денег
Массовые инвестиции в высокотехнологичные компании — ключевой инструмент инновационного развития большинства государств — лидеров глобальной экономики. Сотрудники Российской кластерной обсерватории Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые оценили мировые масштабы инвестиционной активности в хайтеке и сравнили их с вкладом стран в глобальный пул ведущих организаций и личностей в сфере науки, технологий и креативных индустрий.
Глобальные полюса инвестиций в хайтек
По общему объему инвестиций в высокотехнологичные компании в 2021 году на первом месте находятся США (353,8 млрд долл. США), за ними следуют Китай (91,3), Великобритания (54,9), Индия (41,7) и Австралия (25,5). Совокупно на компании из этих пяти стран приходится 72,9% инвестиций; наибольшей долей выделяются США (45,4%). Вторым следует Китай (11,7%). Россия находится на 38-м месте с объемом инвестиций в 0,8 млрд долл. США (при расчетах учтены только высокотехнологичные компании, зарегистрированные на территории РФ) (рис. 1).
Методологическая справка:
Синтез умных денег и лучших умов
Изучим корреляцию между объемами инвестиций в высокотехнологичные компании и другими показателями инновационного развития стран, такими как: количество компаний-единорогов, корпораций с наибольшими затратами на исследования и разработки, численность высокоцитируемых ученых, лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий и наиболее успешных представителей креативных индустрий. Дополним предыдущий график, увеличив количество стран до 20. При сопоставлении индикатора объема инвестиционных сделок с пятью новыми показателями наблюдаем наличие явной связи между масштабом финансирования и присутствием как инновационных компаний, так и лидирующих организаций и личностей в сфере науки и креативных индустрий (рис. 2).
Методологическая справка:
Наибольшая связь прослеживается между показателями объемов инвестиций и количеством компаний-единорогов, а также численностью высокоцитируемых ученых (коэффициент корреляции — 0,98), чуть меньшая — с лауреатами Нобелевской и Филдсовской премий и лидерами креативных индустрий (0,95), далее — с крупнейшими технологическими компаниями (0,87). Столь высокие значения корреляции говорят о явном тяготении лидеров экономики знаний к расположению в странах с обширными финансовыми возможностями.
Так, на топ-5 стран по объему инвестиций в хайтек (США, Китай, Великобритания, Индия, Австралия) приходится 72,9% таких инвестиций, 60,4% компаний с наибольшими затратами на исследования и разработки, 78,9% компаний-единорогов, 65,9% высокоцитируемых ученых, 64,8% лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, 46% лидеров креативных индустрий.
На следующую пятерку стран (Германия, Франция, Канада, Бразилия, Саудовская Аравия) приходится 10,2% инвестиций, 8,9% крупнейших инновационных компаний, 8,1% единорогов, 12,6% высокоцитируемых ученых, 10,9% лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, 15,4% лидеров креативных индустрий.
При этом можно выделить страны, где число лидеров экономики знаний превышает объемы инвестиций: Тайвань и Япония — в части крупнейших инновационных компаний; Россия, Франция и Швейцария — лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий; Россия, Франция и Италия — лидеров креативных индустрий, Китай — крупнейших инновационных компаний и единорогов.
Исследования Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ показывают: помимо финансов, важны люди; таланты тянутся к талантам. Например, высокоцитируемым ученым и нобелевским лауреатам требуются авторитетные образовательные и научные организации; единороги выигрывают от партнерств с уже состоявшимися технологическими лидерами; производителям AAA+ игр требуются лучшие разработчики, сценаристы и музыканты; ведущим рекламным агентствам — крупные заказчики в лице корпораций и т. д. Зачастую наблюдаем синтез высоких технологий и креативного мира. Так, 4-е место среди организаций Лос-Анджелеса по числу патентуемых изобретений в 2014–2016 гг. занимала The Walt Disney Company — медиакорпорация, выпускающая наиболее популярные анимационные фильмы. Также в успехах многих ведущих российских дизайнеров и архитектурных бюро есть вклад их заказчиков и работодателей, таких как Yandex, «Сбер» и «Ростех».
Таланты в России: зарыть в землю или полить умными деньгами?
Если посмотреть на профиль России, то видно, что таланты (спрос) перевешивают финансовые возможности (предложение). Россия занимает 7-е место в мире по числу ныне живущих лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, 18-е место по лидерам креативных индустрий и 35-е по высокоцитируемым ученым. При этом по объему сделок с высокотехнологичными компаниями Россия занимает 38-е место в мире, что существенно ниже ее позиций среди других стран по размерам экономики (6-е место) и внутренним затратам на исследования и разработки (9-е место). То есть даже имеющиеся в стране деньги пока что в малой степени инвестируются в высокотехнологичные компании.
Данные различных исследований показывают, что возможное слабое место России — крупные корпоративные системы, умеющие находить, раскрывать и монетизировать технические и креативные таланты, предоставлять им конкурентоспособные условия для самореализации. Проявлением такой организационной слабости является присутствие лишь трех российских компаний в перечне 2500 Industrial R&D Scoreboard, а также отсутствие в России компаний-единорогов. Отметим для сравнения, что компании-единороги присутствуют во многих странах, схожих по уровню экономического развития с Россией, например, в странах БРИКС. Так, в ЮАР их две, в Бразилии — 18, в Индии — 74, а Китай и вовсе занимает второе место (275) по числу единорогов сразу после США. Есть единороги и в Латинской Америке: Мексика (17), Аргентина (1) — и в Африке: Сенегал (1).
Компании-единороги — порождающие эффективные рыночные решения, создающие новые рабочие места в технологическом секторе, привлекающие умные инвестиции со всего мира — стали новой отличительной чертой успешных инновационных систем.
Комментарий:
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Инвесторы, имеющие опыт успешных инвестиций в высокотехнологичные компании, — отдельная и редкая когорта. Скажем, в США наиболее часто такие сделки происходят при участии инвестиционных компаний (например, Tiger Global Management, Insight Partners) и инвестиционных банков (Goldman Sachs); для Китая характерно участие в сделках крупнейших технологических компаний (Tencent, Xiaomi, Alibaba). В некоторых странах ключевыми инвесторами являются государственные фонды (например, Temasek в Сингапуре или Qatar Investment Authority в Катаре). России еще предстоит найти свою комбинацию лидирующих инвесторов в быстрорастущие высокотехнологичные компании. И здесь нужно думать о двусторонней поддержке: как тех, кто генерирует прорывные рыночные проекты, так и тех, кто готов рисковать инвестировать в них. Эти стороны должны развиваться сбалансированно, так как отставание одной из них во многом обнуляет успехи, достигнутые другой.
Источники: результаты проекта «Комплексный анализ существующих практик учета затрат на исследования и разработки из средств внебюджетных источников в Российской Федерации и в зарубежных странах» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Евгений Куценко, Виктория Боос, Кирилл Тюрчев
В сборе данных принимали участие: Василий Абашкин, Сергей Артемов
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии и инновации»:
«Что мешает российскому бизнесу развивать инновации?»
См. также: