Евгений Куценко: «Мониторинг технологических компаний — шаг в сторону более активной технологической политики»
В перечне поручений по итогам июльского заседания совета по стратегическому развитию и нацпроектам при президенте есть касающиеся развертывания системы поддержки быстрорастущих технологических компаний. Какие критерии позволяют отнести компании к разряду хайтек? Существующих данных статистики и бухгалтерской отчетности для их определения может быть недостаточно, полагает директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко и приводит в комментарии «Ъ» примеры других стран, решающих аналогичную задачу выявления и мониторинга технологических компаний.
Мониторинг технологических компаний, в том числе быстрорастущих, — шаг в сторону более активной технологической политики. Однако он не так прост. Во-первых, существующая статистика здесь практически бесполезна в силу агрегирования всех полученных данных. Во-вторых, релевантная информация, доступная в бухгалтерской отчетности, сильно фрагментирована. По сути, о технологической активности мы можем судить лишь по срокам «Результаты исследований и разработок» и «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса. По нашим расчетам, из чуть более 3 млн юридических лиц менее 2% раскрыли данные об НМА и менее 0,2% — данные о НИОКР. При этом сюда не входят ИП (более 3,7 млн), компании на УСН и организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, так как они в принципе не обязаны вести учет НИОКР и НМА.
Стройная система выявления и аккредитации технологических компаний, которую можно было бы взять за основу, развивается в Китае, по меньшей мере, с 2008 года. Годы эволюции отразились на существенном расширении используемых показателей, их увязке с параметрами выручки, обязательной экспертизе технологического потенциала предприятия, дополняющей механический анализ бухотчетности.
Опыт Китая и других стран показывает, что эффективность системы выявления и мониторинга технологических компаний будет зависеть от наличия и привлекательности для компаний предлагаемых мер поддержки. Как правило, речь идет о грантах, если перечень технологических компаний достаточно узкий (скажем, 100 или 200 организаций) и дополнительных налоговых льготах, если перечень широкий (Франция, Индия, Южная Корея, Китай).
Комментарий опубликован в материале «Сумма технологиям», вышедшем в газете «Ъ» 06.09.2022