Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.
Главные выводы:
Численность занятых в креативной экономике Москвы в 2022 г. превысила 1,2 млн чел., это примерно каждый седьмой работник в городе. Из них большинство (739 тыс. чел.) сосредоточены в креативных индустриях (музыке, исполнительском искусстве, дизайне, создании видеоигр, пр.). Еще 464 тыс. чел. работают в креативных профессиях в других отраслях (например, специалистами по ИКТ или рекламе в финансовом секторе или дизайнерами в промышленности).
Большинство занятых в креативных профессиях в Москве моложе 45 лет (69%), имеют высшее образование (73%), работают по специальности (85%) преимущественно в таких сферах, как культура и искусство, ИКТ, реклама и маркетинг, связи с общественностью, архитектура и дизайн (на указанные профессии приходится 80% занятых). Доля мужчин в креативных профессиях в столице немного (на 6 п. п.) превышает среднее значение по стране (50%).
Вклад творческого сектора в столичную экономику стабильно растет. В 2022 г. добавленная стоимость (ВДС) в креативных индустриях Москвы достигла 2,4 трлн руб., что составило 9,1% валового регионального продукта (ВРП). Для сравнения: в 2019 г. аналогичные показатели были на уровне 1,5 трлн руб. ВДС, или 7,4% ВРП. Рост добавленной стоимости, создаваемой в столичном креативном секторе, за последние три года превысил 23% в постоянных ценах.
Креативные индустрии Москвы демонстрируют разную динамику, однако в целом устойчивы к влиянию кризисов. Почти 70% вклада креативных индустрий на данный момент обеспечивают три отрасли: ИТ, видеоигры и реклама. Причем если ИТ-индустрия с 2019 г. выросла более чем вдвое, то реклама немного сократилась, испытав на себе шоки 2020 и 2022 гг. Уверенный рост в последние годы также демонстрировали архитектура и дизайн, ювелирное дело и мода. Пандемия COVID-19 вызвала спад (к настоящему времени практически преодолен) в телерадиовещании и издательской деятельности; сильнее всего от пандемии пострадали и пока не вернулись к уровню 2019 г. музыка и исполнительское искусство, образование в креативных индустриях, музеи, библиотеки, архивы и культурное наследие. Заметное снижение на фоне текущей геополитической ситуации испытывают реклама, кино и анимация.
Москва выступает драйвером креативной экономики страны, обеспечивая 64,6% ВДС креативных индустрий России. В рекламе, телерадиовещании, кино и анимации, ИТ и видеоиграх данный показатель еще выше (77,4–87,2%). Такой вклад объясняется не только «фактором мегаполиса», но и успешным опытом реализации мер поддержки со стороны Правительства Москвы.
Комментирует
директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Сравнение результатов разных волн нашего исследования показывает на примере столицы, как традиционные креативные индустрии (исполнительское искусство, музеи, библиотеки и культурное наследие) постепенно уступают новым, ориентированным на растущий коммерческий спрос и массовое внедрение передовых, прежде всего цифровых, технологий. Среди них главной, по сути, преобразующей отраслью является ИТ; также следует отметить значительный потенциал архитектуры и дизайна, моды, кино и анимации. Именно от их успешного развития во многом будет зависеть долгосрочная конкурентоспособность Москвы по сравнению с другими глобальными центрами притяжения талантов. Факторы, системно на это влияющие, мы анализируем в рамках другого исследования — при формировании Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов. Наши расчеты показывают, что высокие позиции российской столицы (в HSE GCII 2023 входит в топ-10) опираются в том числе на заделы по целому ряду креативных индустрий.
Важным трендом последних лет, выделяющим столицу на фоне других мегаполисов и регионов страны, является профессионализация среды в креативных индустриях: айтишники, дизайнеры, рекламщики выбирают для профессиональной реализации в первую очередь специализированные организации. Все более тесное горизонтальное взаимодействие креативных сил в значительной степени будет определять дальнейшее развитие креативного сектора Москвы.