Зачем стране промышленные кластеры?
Какие перспективы сулят промышленные кластеры, с какими трудностями еще предстоит разобраться, что нужно сделать, чтобы улучшить этот перспективный механизм? Эти вопросы подробно обсуждались на июльском заседании экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Действенный инструмент
Создающиеся в последние годы в стране промышленные кластеры приносят доходы как в региональный, так и федеральный бюджеты, а также вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие субъектов РФ, на территории которых они расположены. Об этом в самом начале заседания напомнил председатель экспертного совета, депутат Госдумы от Псковской области Александр Козловский.
«Я принимал непосредственное участие в создании электротехнического кластера в Псковской области, и могу с уверенностью сказать, что это действенный инструмент сегодня на рынке. Как руководитель промышленного предприятия с 10-летним стажем, добавлю, что это, наверное, один из немногих проектов, в котором мы нашли возможность компенсировать свои затраты по науке, по инновационной деятельности, по программе импортозамещения. Это серьезные полномасштабные возможности», — поделился он.
В реестре Минпромторга на сегодня зарегистрировано 18 промышленных кластеров, которые за прошлый год перечислили налогов в бюджеты на сумму 40 миллиардов рублей. При этом 12 регионов из 21, где есть кластеры, показали рост промышленного производства. Общий размер инвестиций в основной капитал участников промышленных кластеров в 2016 году составил более 50 миллиардов рублей.
Эксперты признают, что эти показатели лучше любых слов говорят о действенности этого механизма в повышении инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Неудивительно, что в Минпромторге уже лежат еще 17 заявок на создание новых промышленных кластеров.
Создание территориальных промышленных кластеров позволяет решить важные экономические задачи. Прежде всего, стимулировать развитие промышленного производства, диверсифицировать структуру экономики и улучшить инвестиционный климат в регионе. Такие проекты позволяют обеспечить развитие малого и среднего предпринимательства, привлечь новых инвесторов, повысить уровень конкурентоспособности предприятий региона на российском и мировом рынках, увеличить темпы роста производства высокотехнологичной продукции и объемы несырьевого экспорта.
К преимуществам кластеризации промышленности относится, прежде всего, использование существующего потенциала промышленных предприятий. При этом их объединение в кластеры на основе географической близости и функциональной зависимости приводит к созданию новых цепочек производства, добавленной стоимости, расширению доступа к инновациям и технологиям, снижению транзакционных издержек и росту количества высокопроизводительных рабочих мест.
Как сообщил первый заместитель директора ассоциации кластеров и технопарков Михаил Лабудин, на сегодняшний день в 73 из 85 субъектах Российской Федерации, в соответствии с региональными стратегиями социально-экономического развития, предусмотрено развитие существующих или формирование новых промышленных кластеров. Поэтому в настоящее время ведется активная деятельность по разработке и утверждению нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность промышленных кластеров, регламентирующих мер и способов предоставления им государственной поддержки.
Нужна поддержка!
В рамках совместных проектов пяти промышленных кластеров, которые на сегодняшний день реализуются по программе Минпромторга, объем государственной поддержки, который до конца 2019 года составит 975 миллионов рублей, и планируется порядка 1,8 миллиардов рублей частных инвестиций. Таким образом, на один привлеченный бюджетный рубль, будет привлечено 1,8 рублей частных инвестиций.
Однако представители Ассоциации кластеров и технопарков на заседании отметили, что текущая редакция проекта постановления правительства о господдержке промкластеров предусматривает значительное сокращение мер и объемов финансовой помощи. Кроме, того эксперты обратили внимание на избыточные организационные требования, связанные с необходимостью предоставления дополнительных документов для участия в конкурсном отборе проектов.
«Промышленный кластер в России действительно является единственным механизмом, который позволят поддерживать предприятия, выпускающие зачастую уникальную продукцию в России, - отметил член Ассоциации кластеров и технопарков Игорь Голубкин. – Для его участников предусматривается более 18 различных мер поддержки, начиная с субсидирования затрат на образование, заканчивая субсидированием процентной ставки на целевой кредит, который взят на приобретение высокотехнологичного оборудования, на инжиниринг и так далее. Данный механизм за прошедший год, несмотря на то, что он является относительно молодым, уже стал довольно популярным среди ведущих отечественных и станкостроительных предприятий, и предприятий, которые специализируются на выпуски в том числе электротехнических изделий».
Он с тревогой отметил, что в подготовленном Минпромом проекте изменений в постановление о господдержке промкластеров из 18 ранее предусмотренных мер осталось всего 7. То есть меньше половины. При этом даже в тех мер поддержки, которые остались, объемы существенно срезаны.
«Например, если раньше промышленное предприятие, которое брало целевой кредит, то есть не на покупку автомобиля для директора, а на конкретные цели - на пример, на приобретение высокотехнологичного оборудования, оно могло претендовать на компенсацию процентной ставки ЦБ, плюс полтора процента, которые оно брало в российских финансовых организациях. В принципе мера пользовалась большой популярностью. Сейчас этот механизм срезался процентов на 30. Во-первых, теперь не предполагается возмещение затрат на приобретение оборудования абсолютно. Вместо этого допущена техническая ошибка, которая связана с тем, что промышленное предприятие может взять кредит, на который потом оно возьмет в лизинг и оборудование, то есть получается два раза платить за одно и то же, два раза проценты», - пояснил докладчик.
Также он обратил внимание на тот факт, что предприятия, которые заключают с Минпромторгом договор на предоставление субсидии, в договоре прописывают определенные статьи затрат, например, оборудование. Деньги закладываются в рублях. Договоры же, как правило, по оборудованию заключаются в иностранной валюте. Отчитываются они соответственно тоже в рублях.
«Почему это плохо? Если курс доллара или евро по отношению к рублю снизится на 15%, соответственно эти предприятия просто физически не смогут отчитаться за свои действия. Несмотря на то, что по сути они купят все, что планировали, но по деньгам они потратят меньше, никакие дополнительные расходы в эти документы, которые подписаны с Минпромторгом, они включить не могут», — пояснил Игорь Голубкин.
В связи с этим профильная ассоциация подготовила предложения по переработке проекта постановления, который сейчас находится в аппарате правительства и планирует обратиться с официальным письмом к министру промышленности и торговли Денису Мантурову с просьбой дать соответствующее поручение профильному департаменту Минпромторга, который занимается развитием кластеров.
Александр Козловский согласился, что необходимо взвешенно подходить к редактированию столь важного постановления. «Выполняя поручение президента, мы должны сохранить возможность для наших предприятий, которые нацелены на бурное развитие, получать поддержку от государства». Он назвал пагубной привычку менять правила во время игры и предложил, если уж есть необходимость во внесении правок в программные документы, принимать их с отсрочкой – как минимум, в три-четыре года.
«Кто-то зашел в промкластеры три года назад. Если сегодня ему поменять правила, то он, конечно, никогда не выйдет из долгов и не выполнит программу по самоокупаемости производства. Это неправильно, и отбивается желание вообще заниматься какой-либо деятельностью. Когда у тебя в руках был инструмент действенный, его терять, конечно, никому не хочется», - высказался председатель экспертного совета.
Александр Козловский пообещал внимательно изучить предложения ассоциации кластеров и технопарков. Возможно, потребуются какие-то корректировки и дополнения. Кроме того, к этой работе подключат участников программы «Локомотивы роста» партии «Единая Россия» и представителей промышленных предприятий, то есть по сути не только теоретиков, но и практиков.
«Важно поддержать эту программу и не дать ей затухнуть. Потому что это один из действенных инструментов поддержки. Это то, на чем мы действительно можем нашу экономику возродить. Причем на сегодняшний день работает она уже работает во многих регионах, которые сейчас строят свою вот экономическую политику именно на этих инструментах», — подчеркнул депутат.
Нужно подумать о кадрах и образовании
Основной мировой образовательной тенденцией является упрочнение связи производства и учебных заведений, вплоть до стирания границ между ними. При этом наблюдается достаточно четкое разделение технологий массовой подготовки персонала и технологий элитарной подготовки. На этом фоне достаточно четко видны проблемы подготовки кадров в России. Эту серьезную проблему также обсудили участники заседания экспертного совета.
В частности, эксперты отметили излишне сложные программы по массовой подготовке ИТР, из-за чего качественно усваивают программу только около четверть выпускников. Среди других недостатков называли устаревший учебный контент, редкие примеры международного сотрудничества, низкую адаптивность выпускников (обычно требуется длительная переподготовка).
Участники заседания сошлись во мнении, что единственным приемлемым путем организации профессиональной подготовки на данном этапе является максимальное использование современных образовательных технологий. Первым шагом на этом пути может стать структурирование информации об образовательных потребностях предприятий и возможностях учебных заведений.
В основу образовательного процесса следует поставить 1-3-летний цикл среднего специального образования, при котором теория в максимальном объеме изучается онлайн. Начиная со второго месяца обучения, организуется стажировка на предприятиях. За время обучения каждый выпускник должен сменить 10-15 рабочих мест. Результатом обучения должно стать гарантированное трудоустройство всех успешных студентов и выделение наиболее одаренных и предрасположенных к научной деятельности выпускников.
«На сегодняшний день получается так, что зачастую у нас очень много студентов, которые заканчивают институт, по своей специализации не подходят ни на одно предприятие, и в итоге все заканчивается тем, в лучшем случае это переобучение, а в худшем случае они идут торговать в магазины и на рынки, хотя государство до этого от 4 до 6 лет тратило деньги на их подготовку», — посетовал Александр Козловский.
Один из предложенных депутатом вариантов - отслеживать ситуацию с необходимостью в тех или иных специалистах на местах и тесно сотрудничать с образовательными учреждениями. Формировать для них повестку востребованных специалистов.
По итогам заседания, от лица председателя экспертного совета по энергетическому машиностроению электротехнической и кабельной промышленности при профильном комитете Госдумы в адрес министра промышленности и торговли РФ решено направить обращение с просьбой рассмотреть подготовленные предложения и учесть их в доработке проекте постановления.
Источник: Центр деловой информации Псковской области
25.07.2017