Инструментарий для измерения креативной экономики

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ при поддержке Агентства стратегических инициатив и в диалоге с профильными бизнес-сообществами разработал методические рекомендации для комплексной оценки креативной экономики.
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ более пяти лет проводит комплексные измерения креативной экономики (в структуре института функционирует Лаборатория исследования креативных индустрий), знакомит с их результатами в формате аналитических докладов и кратких обзоров («Креативный сектор России в цифрах: 2024», «Креативная экономика Москвы» (2021, 2023), «Рейтинг креативных регионов России» (2023, 2024)), ежегодно проводит международные научные конференции по креативной экономике.
Управлять развитием отраслей, особенно таких комплексных и динамичных, как креативный сектор, невозможно без системы статистического мониторинга и соответствующего инструментария. Подходы к усилению креативной экономики, которая становится одним из приоритетов государственной политики, активно обсуждают на самом высоком уровне. Так, на пленарном заседании XXVIII Петербургского международного экономического форума Президент Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами разработать долгосрочную стратегию развития креативной экономики. Главным шагом на пути к созданию такой стратегии, как отметили участники правительственной стратегической сессии «Креативная экономика», прошедшей 24 июня 2025 года, должно стать определение границ креативного сектора с детализацией действующей версии ОКВЭД для более точного отражения отраслевых реалий.
Специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, обобщив результаты собственных многолетних исследований в области креативных индустрий и лучшие мировые практики по их измерению, в частности подходы ЮНЕСКО, ЮНКТАД и Евростата, разработали при поддержке АСИ полноценную методическую базу для определения границ и масштабов креативного сектора. Она охватывает 17 креативных индустрий: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия». В основе всех этих видов экономической деятельности лежат индивидуальное творчество, навыки и таланты.
Разработанная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ методология представлена в докладе «Методические рекомендации по формированию собирательных классификационных группировок и системы показателей креативной экономики». Публикация в доступной и наглядной форме представляет собирательные перечни видов экономической деятельности креативного сектора; креативных товаров и услуг; креативных профессий и опирающуюся на них многоуровневую систему индикаторов. Отдельный классификатор разработан для субъектов РФ, позволяющий более полно отразить масштабы креативной экономики в регионах. Также доклад включает предложения по отражению новых видов экономической деятельности в креативных индустриях (например, разработки видеоигр, аудио- и видеостриминга, различных видов дизайна) и введению новых кодов в ОКВЭД. Сформированная система показателей обеспечивает всестороннюю характеристику структуры и масштабов креативной экономики страны в разрезе деятельности организаций, оценки занятости, экспорта креативных товаров и услуг и др.
Новый доклад ИСИЭЗ НИУ ВШЭ будет полезен в первую очередь органам власти, реализующим полномочия в сфере регулирования, поддержки и мониторинга креативных индустрий, исследователям креативного сектора, экспертам, деловым и творческим ассоциациям и союзам.
Цитирование:
Методические рекомендации по формированию собирательных классификационных группировок и системы показателей креативной экономики / Л. М. Гохберг, Е. С. Куценко, С. А. Лебедева, В. О. Боос; под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/1062674380.html.
