Агротуризм по-татарстански
«Программы развития агротуризма в РТ пока нет, мы начали разрабатывать её на общественных началах, — говорит председатель региональной ассоциации сельского туризма Руфия Мухамадеева. — Много сложностей, потому что само понятие «сельский туризм» до сих пор не имеет чёткого определения в российском законодательстве».
Почему проект «застрял»?
Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Руфия Рафкатовна, с какими трудностями вы столкнулись?
Руфия Мухамадеева: Главная проблема, что из-за межведомственной разобщённости мы остались наедине с этой темой. Ведь кто отвечает за сельский туризм? Раз туризм - значит госкомитет РТ по туризму, раз сельский - значит минсельхоз РТ, а тут ещё минкультуры и минэкологии имеют отношение, так как музейные объекты туристы тоже посещают на селе и сельский туризм иначе назвают экотуризмом. Не обойтись и без привлечения минэкономики РТ.
Эта тема медленно продвигается и в целом в стране. Законопроект о развитии сельского туризма в Госдуму РФ подали ещё в 2007 г., но так и не рассмотрели. Теперь говорят, что сначала нужно разработать региональные программы, чтобы в федеральном центре поняли, что есть база. Но как это сделать, если сельский туризм — понятие условное?
На мой взгляд, обязательна привязка к сельской территории, а в остальном сельский туризм может быть каким угодно - экологическим, краеведческим, познавательным, экстремальным, аграрным, этническим.
― Прорабатываются ли механизмы господдержки фермеров, принимающих у себя туристов?
― Их нет ни на республиканском, ни на федеральном уровнях. Федеральный центр уже не так охотно раздаёт гранты, потому что организации превращаются в «грантоежек». Поддерживают в основном создание инфраструктурных объектов - центров развития для различных сфер. Так что мы готовим заявку на грант, чтобы создать республиканский центр сельского туризма, который бы занимался обучением, консультированием фермеров, желающих принимать гостей.
Ни дня не проходит, чтобы фермер не позвонил и не спросил, как можно получить деньги на развитие сельского туризма. Денег не хватает на элементарные вещи - биотуалеты, приличные заборы. Приходится объяснять, что бюджет не будет вкладывать в развитие одного хозяйства, нет таких программ и таких статей расходов. Есть и более глобальные проблемы, без решения которых не обойтись - освещение, дороги.
Мало где в РФ дают субсидии на развитие сельского туризма. В Калужской области, например, предусмотрены гранты на проведение мероприятий для привлечения туристов на село - по 500 тыс. руб. Архангельская область работает с фермерами по программе устойчивого развития села, которая в РТ не так развита. Среди 11 регионов, где активно развивается сельский туризм, Татарстана пока нет. Передовики - Алтайский край, Калининградская, Ленинградская, Калужская области.
В РТ есть ресурсы, сельская инфраструктура, включая спортобъекты, но темой сельского туризма начали заниматься недавно. Программы поддержки касаются разве что сельхозпроизводства. Есть с десяток районных программ, но они условные и финансово не обеспеченные. Наш опрос показал, что развитию сельского туризма в основном мешают две проблемы — отсутствие господдержки и незнание технологий этого.
Где большая яичница?
― Много ли в РТ хозяйств, готовых принимать туристов?
― Мы создавали реестр объектов сельского туризма, в который вошли около 30 хозяйств. Но фермеры, которые так или иначе принимали туристов, есть в каждом районе. Конечно, устойчивого турпотока нет, как нет и готового турпродукта. Некоторые фермеры землю огородят, воду проведут, дом построят и ждут, что туристы к ним сами приедут. Так не бывает! Даже при грамотном подходе проект выйдет на окупаемость только на третий год, а устойчивый доход будет приносить не раньше чем через пять лет.
Для этого нужен не только чёткий бизнес-план, но и постоянное продвижение, в котором мог бы помочь Госкомитет РТ по туризму. Достаточно было бы одного сайта, который объединил бы эти проекты, рассказал о них, потому что многие из них не представлены в интернете. Так что в рамках проекта создания центра развития сельского туризма мы разрабатываем интерактивную карту объектов.
Пока же в районах я вижу много ошибок. Некоторые фермеры предлагают туристам приезжать со своей едой. По себе знаю, что на отдыхе женщинам готовить не хочется, они готовы платить за «всё включено». Так что фермеры теряют большой сегмент туристов. Во многие сёла горожане не готовы ехать, потому что для них нет гостевых домов, ночевать негде, а значит, придётся возвращаться в город по тёмной трассе. Многие фермеры боятся оставлять приезжих с ночёвкой, чтобы не было попоек. А я уверена, что их и не будет, если программа для гостей будет расписана поминутно. Здесь, как и в музее, всё зависит от экскурсовода.
Всегда в выигрыше интерактивная форма, чтобы турист участвовал, а не только смотрел. Человек может и в лесу погулять, и в поле цветы собирать, но всё это должно быть чётко организовано, спланировано, чтобы турист всегда был с сопровождающим экскурсоводом или аниматором, иначе он заскучает.
Фермеры должны понимать: чем дольше турист задержится, тем больше денег потратит на допуслуги. Так что нельзя строить туризм на одном хозяйстве.
― Но готовы ли фермеры объединяться, делиться туристами?
― Это сложно, но понимание приходит. Пока это особенно развито на юго-востоке, где мы пытаемся создать кластер сельского туризма. Можно жить у одного фермера, а днём ездить на экскурсию в соседнюю деревню. Таким образом на несколько дней будет программа рассчитана, турист задержится.
За рубежом каждый отвечает за своё: питание, велопрокат, проживание, и никто не считает денег в чужом кармане.
― Насколько сами татарстанцы хотят отдыхать на селе?
― Интересуются в основном люди в возрасте 35-55 лет, городские семьи с детьми. Им нужны нормальные условия проживания, питание, безопасность. Пенсионеры с внуками тоже хотят приезжать, но им нужен комфорт - гостевые дома со всеми удобствами, трёхразовое питание. Туроператоры же ждут готового продукта, чтобы ответить на запросы московских и петербургских туристов.
А вот молодёжь в село просто так не завлечёшь, нужны спецпрограммы - верёвочные парки, велопрогулки, экомаршруты, сплавы по рекам. Для них Аграрное молодёжное объединение РТ готовит событийные проекты. Так, 19 августа вновь пройдёт яичный фестиваль «Скорлупино», где хотят сделать самую большую яичницу в России. Зимой в Мамадыше впервые прошёл «SunnyФест», где был парад украшенных саней. К 29 июня ориентировочно в Заинске готовят «Сенофест», где всё будет из сена - скульптуры, сувениры. В Агрызе 12 августа впервые пройдёт медовый фестиваль «Пчелино». Для всероссийских событийных мероприятий тоже нужна бюджетная поддержка. Это реклама региона, а за неё надо платить.
Где рабочие руки?
Мурат Сиразин, фермер из Верхнеуслонского района:
«Ни фермерам, ни туристам не хватает понимания, для чего нужен сельский туризм. В Европе человек имеет свое крестьянское хозяйство, скот и прочее и при этом зарабатывает на туризме. А у нас фермер - замученный, ему не до туризма. Люди, готовые заниматься только сельским туризмом, по сути, создают видимость крестьянско-фермерского хозяйства. Для российских туристов это удобно, потому что они избалованы отдыхом за границей в пятизвёздочных отелях. Им не хочется ехать в деревню, чтобы там работать. Сколько туристов ко мне приезжают из Москвы, все жалуются на спартанские условия, к которым они не привыкли. Для них нужно создавать инфраструктуру, а у фермеров на это денег нет. Турист хочет жить в гостевом доме со всеми удобствами, и чтобы на каждый день была расписана культурная программа. Фермеру же некогда развлекать туристов, ему нужны лишние рабочие руки. Ко мне, например, приезжают семейные пары, которые никогда не жили в деревне, но решили заняться сельхозпроизводством. Они едут за опытом, живут в комнате в моём доме и работают. Им интересно, как корову доить, как тушёнку делать, как траву косить, как коз пасти, а для меня это помощь».
Комментарий
Артур Абдрашитов, зампредседателя Госкомитета РТ по туризму:
«Мероприятия по развитию сельского туризма включены в госпрограмму «Развитие сферы туризма и гостеприимства в РТ» до 2020 г. Механизма господдержки фермеров, готовых принимать туристов, пока нет. Зачастую они обращаются за методической поддержкой, мы проводим пресс-туры на объекты сельского туризма, чтобы представить их потенциал турфирмам. Ряд объектов формируют постоянный турпоток.
Перспективны для развития туризма, прежде всего, Высокогорский, Лаишевский и Зеленодольский районы. В Высокогорском районе, где действует страусиная ферма, есть проект создания кластера сельского туризма. В Зеленодольском - существует этнографический комплекс «Татар авылы», где показывают сельский быт, культуру татарского народа, традиционные ремёсла. Есть маршрут «Этнические традиции Лаишевского края» - туристы посещают три деревни, где живут татары, русские и кряшены, знакомятся с фольклором, традициями».
Рыбалка, кони и своя история
Корреспондент «АиФ-Казань» Венера Вольская на собственном опыте прочувствовала особенности республиканского сельского туризма:
«В деревенский отдых я погрузилась всего на три дня в деревне Новый Кырлай Арского района. Место нам порекомендовали родственники. Наверняка оно понравится тем, кто ценит тишину и спокойствие сельской стороны в удалении от больших городов. Из Казани всего 80 километров, что важно - едешь по хорошим дорогам.
В пункте назначения - тихая речка с погружёнными в неё плакучими ивами, где можно порыбачить. Шезлонги на чистом берегу, с которых хорошо созерцать отражение облаков на водной глади. Прогулки на велосипеде за деревенской околицей. Шашлыки, пожаренные на подготовленном мангале, рядом - столы под навесом на случай дождя.
Помылись в горячей баньке, поиграли в привезённый с собой бадминтон и в «местный» бильярд. Для любителей мяча на территории есть волейбольная и футбольная площадки. Покатались на лошадях, пожалев, что только в последний день пошли на конный двор и не взяли в поездку детей. Вот была бы радость погладить и покормить жеребят!
Прогулялись по залам литературно-мемориального комплекса поэта Габдуллы Тукая, для нас двоих провели здесь мини-экскурсию. Много портретов, документов, яркая и печальная человеческая история. Вышли под впечатлением.
Гостиница простая, но чистенькая и тихая. Персонал очень вежливый, идёт навстречу в мелочах. Очень сытным оказалось трёхразовое питание в ресторанчике. Много блюд татарской кухни, и - держитесь худеющие горожанки! - очень вкусных. А ведь были ещё и румяные пироги! Перед отправлением домой, чтобы окончательно распрощаться с фигурой, купила их сразу несколько.
А как у них?
В Европе и США сельским туризмом занимаются фермеры, которые не способны производить много продукции. Для них это способ выживания, решение проблемы занятости. Евросоюз предоставляет весомые гранты фермерам на развитие сельского туризма через различные ассоциации. Даже в Беларуси активно используют эту поддержку. В США материальной господдержки нет, но если фермер занимается сельским туризмом и при этом продолжает обеспечивать сельхозпроизводство, то его освобождают от налогов. В Беларуси фермеры, принимающие туристов, тоже имеют налоговые льготы - платят только один раз в год налог в сумме 10 долларов. В Беларуси 2500 туристических усадеб, из них около 600 всегда готовы принять гостей.
Источник: Еженедельник «Аргументы и Факты»
05.05.2017