«Технополис «Новый Звездный» готовит инженеров нового поколения

За последние несколько лет Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный» стал интегратором практико-ориентированной модели подготовки кадров, которая позволяет готовить специалистов, ориентированных на промышленность, а также обладающих необходимыми навыками и компетенциями для работы на предприятиях кластера. О том, как работает система непрерывной подготовки кадров в кластере ― материал «Технополиса «Новый Звездный»

 

На сегодняшний день в России существует проблема подготовки специалистов и рабочих, соответствующих требованиям рынка труда. Данная проблема находит свое отражение в несоответствии структуры и объема специалистов, выпускаемых ВУЗами, а также в дефиците квалификации у выпускаемых специалистов. Как правило, выпускники ВУЗов не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют к ним будущие работодатели.   

Пермский край также столкнулся с проблемой кадрового дефицита. Одним из инструментов решения данной проблемы стала реализация кластерной политики, курируемая Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный» с 2012 года готовит специалистов и инженеров под нужды предприятий кластера, а также промышленных предприятий региона. Внутри кластера сформирована цепочка непрерывного образования: школа, учреждения профессионального образования (СПО, ВПО), предприятия кластера, Региональный центр инжиниринга (повышение квалификации). Данная практико-ориентированная модель подготовки кадров позволяет готовить специалистов, ориентированных на промышленность, а также обладающих необходимыми навыками и компетенциями для работы на предприятиях кластера.

Уже сегодня в кластере создана полноценная система непрерывной подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса страны – от школы до предприятия. Правительство Пермского края ведет работу по созданию серьезной научной школы двигателестроения в Пермском крае, которая позволит взращивать кадры и формировать новые компетенции в отрасли.

В целях расширения объемов и повышения качества подготовки специалистов по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования проводятся мероприятия по развитию комплекса учебных учреждений, разработке новых образовательных программ, повышению качества имеющихся образовательных программ, обновлению материально-исследовательской базы, созданию единого информационного пространства.

Так на базе школы МАОУ «СОШ № 129» создана уникальная школа инженерно-технологической направленности, или «Техно-Школа». В учебном заведении внедрена инновационная образовательная программа, повышающая интерес школьников к инженерным и техническим специальностям и помогающая вырастить будущих специалистов для организаций - участников Кластера.

В целях реализации проекта «Техно-Школа» в 2013 году разработан проект создания Центра профессиональных проб и практик на базе «Техно-Школы». В рамках создания Центра с привлечением средств организаций-участников Кластера, ПАО «Протон-ПМ» были отремонтированы и открыты современные слесарные мастерские и мастерские домашнего хозяйства. Общая сумма вложений на организацию мастерских в 2013 г. составила 4 млн руб.

С 2013 года на базе Центра профессиональных проб и практик с участием наставников (специалистов) промышленных организаций - участников Кластера, ПАО «Протон-ПМ» проводятся занятия по курсам инженерно-технического направления для учеников школ города, реализуется программа профессиональных проб и практик «Техно-модуль», организовано дополнительное образование по физико-математическим дисциплинам на площадках Пермского национального исследовательского университета и Пермского авиационного техникума им. А.Д.Швецова, а так же на базе лабораторий физического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.  Школа стала выступать сетевым интегратором среди уникальных школ города и края по развитию профессионального технического образования.

В 2014 году проект «Техно-школа» был поддержан Министерством экономического развития Российской Федерации. Было получено федеральное финансирование на развитие и оснащение Центра профессиональных проб и практик. Финансирование было направлено на создание следующих объектов:

  • мастерская моделирования технических объектов технологических процессов;
  • лабораторию LEGO-конструирования и робототехники;
  • лаборатория измерений и контроля.

Общая сумма вложений на организацию технических мастерских на базе школы и приобретение оборудования составила более 17 млн рублей.

В 2015 году в рамках «Техно-школы» был реализован проект по развитию инновационно–образовательного комплекса «Школьный технопарк» - интегрированного лабораторно–исследовательского комплекса, направленного на развитие конструкторского мышления и инженерного изобретательства, а также на разработку прикладных исследовательских проектов. В 2015 году было закуплено специализированное оборудование для комплексной лаборатории естествознания (физика, химия, биология) на общую сумму 10 млн. рублей. Финансирование проекта, как и в 2014 году, осуществлялось при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.

В 2016 запланировано продолжение развития центра профессиональных проб и практик с целью повышения качества образования, развития условий для раннего профессионального самоопределения школьников и достижения ими высокого уровня функциональной грамотности - главный образовательный результат для выпускника средней школы.

Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием для организаций - участников Кластера осуществляет победитель конкурса инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование» - КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д.Швецова» (далее - Авиатехникум), ежегодно выпускающий 180 специалистов.

Авиатехникум осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по таким востребованным для организаций - участников Кластера специальностям, как производство авиационных двигателей, литейное производство, технология машиностроения, авиационные приборы и комплексы, техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных систем, стандартизация и сертификация. Другая важная задача, реализуемая Авиатехникумом – профессиональная переподготовка действующих сотрудников предприятий оборонного сектора.  

Учебный процесс в авиатехникуме построен на передовых программах обучения с включением учащихся в решение реальных производственных задач. Ярким свидетельством успешного развития учебного заведения стала его победа в 2014 году на всероссийском конкурсе инновационных образовательных программ.

В 2014 году в соответствии с задачами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», на базе Авиатехникума при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края создан региональный Многофункциональный центр прикладных квалификаций аэрокосмической отрасли (далее - Центр). Деятельность Центра направлена на решение вопросов эффективной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации и Федерального космического агентства и ведется по трем основным направлениям:

  • дополнительное техническое образование учащихся общеобразовательных школ;
  • дуальное обучение студентов Авиатехникума на базе Центра и предприятий Кластера;
  • собственная деятельность Центра.

Задачей 2015 года являлось создание совместно с промышленными предприятиями учебно-производственного центра по специальности «Технология машиностроения». Данный центр позволяет организовывать процесс обучения под конкретные задачи предприятий-участников кластера. В этих целях в 2015 году было закуплено современное оборудование для многофункционального центра: токарный станок CTX 310 с ЧПУ Siemens 840 D SL, фрезерный центр DMC 635 V eco с ЧПУ Siemens 840 D SL и учебный класс для программирования и обучения DMG Mory ACADEMY на 16 рабочих мест на общую сумму 20 млн. руб.

В 2016 году запланировано дальнейшее развитие Центра. В перспективе Центр станет отраслевым образовательным учреждением, направленным на подготовку высококвалифицированных кадров для отечественной авиационной и ракетно-космической отрасли.

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для организаций - участников Кластера осуществляют ПНИПУ и ПГНИУ.

ПНИПУ является главным источником инженерных и научных кадров для организаций - участников Кластера. ПНИПУ при проведении учебной деятельности занимает активную позицию в сотрудничестве с промышленными организациями - участниками Кластера. На базе ПНИПУ совместно с ПАО НПО «Искра» и ПАО »Протон-ПМ» созданы кафедра ракетно-космической техники и энергетических установок; научно-образовательный центр проблем автоматизированных технологий и системной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции на ПАО «Протон-ПМ». Кафедрой «Авиационные двигатели» ПНИПУ с 2000 г. руководит генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», член-корреспондент академии технологических наук Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации А.А.Иноземцев. В ПНИПУ совместно с ОАО «Авиадвигатель» созданы «Научно-образовательный центр композитных звукопоглощающих авиационных конструкций и технологий», «Лаборатория динамической прочности авиационных двигателей». С 2013 года кафедру динамики и прочности машин возглавляет академик РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации В.П.Матвеенко.

ПНИПУ ежегодно реализует более 100 программ дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), к которым относятся свыше 20 программ профессиональной переподготовки (в том числе семь с присвоением дополнительной квалификации), более 80 программ повышения квалификации и стажировки работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Фонд «Региональный центр инжиниринга» (РЦИ) является одним из элементов инновационной инфраструктуры кластера.

Деятельность РЦИ направлена на внедрение новых технологий в промышленное производство и повышение степени готовности предприятий к модернизации, техническому перевооружению и внедрению инноваций. Помимо основного направления деятельности РЦИ также проводит обучение и тренинги для организаций-участников кластера. На площадке РЦИ специалисты предприятий кластера обучаются бережливому производству, управлению жизненным циклом изделия и другим актуальным инжиниринговым направлениям в промышленности. РЦИ осуществляет обучение, как специалистов предприятий кластера, так и учащихся ВУЗов. Для них РЦИ организует тренинги, семинары и мастер-классы по тематике наиболее востребованных технологий в промышленности. Кроме того, для учащихся школ РЦИ организует проведение профессиональных проб и практик. В 2016 году планируется запуск портала электронного образования по тематикам цифрового и бережливого производства для предприятий-участников Кластера, что позволит повысить компетенции специалистов предприятий по ряду востребованных в современных условиях направлений.

В декабре 2015 года между госкорпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и Пермским краем было подписано соглашение о сотрудничестве. Предметом подписанного документа является обоюдная заинтересованность сторон в развитии инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный». Среди основных направлений сотрудничества со стороны Пермского края предполагается комплексное развитие территории пос. Новые Ляды, а также инновационной и образовательной инфраструктуры кластера. В рамках соглашения, руководством региона на базе Пермского национального исследовательского университета планируется открытие программ магистратур по профильным и сопряженным направлениям ракетно-космической промышленности. В целях развития инфраструктуры краевые власти планируют провести капитальный ремонт автодороги г. Пермь – Новые Ляды, реконструкцию существующих и строительство новых социальных объектов, а также организовать поддержку деятельности уникальной инновационной «Техно-школы» (СОШ № 129 г. Перми).

Таким образом, кластерные интеграционные механизмы подготовки кадров позволяют преодолеть проблему кадрового дефицита, а также способствуют воспитанию кадрового резерва для предприятий и научных центров кластера.

Источник«Технополис «Новый Звездный»

20.04.2016