Сократить нельзя увеличить
Частичное сокращение уже происходит. Объем средств, направляемых из федерального бюджета в региональные в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, сократился в 2015 году по сравнению с 2014‑м более чем на 30%, а для отдельных регионов — чуть ли не вполовину. Программа поддержки пилотных инновационных кластеров, в лучшие годы составлявшая 2,5 млрд рублей, с большой вероятностью будет заморожена в 2016‑м или в ближайшие годы. Одновременно мы видим, как в публичном поле все настойчивее ставится вопрос эффективности институтов развития — Фонда «Сколково», «Роснано», РВК, ВЭБа, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Что касается стимулирования инноваций в регионах, то в условиях сокращения финансовых возможностей федеральный центр оказывается сразу перед несколькими развилками. Первая: следует ли при наличии серьезного бюджетного дисбаланса отказываться от действующих программ и институтов развития в пользу нескольких региональных мегапроектов, способных привести к видимым результатам в сфере не только экономики, но и политики (учитывая запланированные электоральные циклы)? Вторая: на каких регионах следует сосредоточиться — на неизменных лидерах или, наоборот, отстающих и поэтому способных показать значительный догоняющий рост? Аналогичные вопросы стоят и перед властями субъектов РФ: следует ли им умерить на время «инновационные» амбиции, связанные с рискованными вложениями? Примеры того, как регион делает выбор в пользу более активной инновационной политики, можно встретить и сейчас. Так, в рамках прошедшего в январе 2016 года Гайдаровского форума Татарстан презентовал комплексную программу развития Камского региона «Иннокам», предполагающую инвестиции в объеме почти 750 млрд рублей в течение десяти лет.
Ответы на подобные вопросы даются непросто. Для этого важно понимать основные тенденции, проявившиеся в сфере инновационного развития в последние годы, причем в региональном разрезе. Инструмент для этого есть — Рейтинг инновационного развития регионов России, который с 2012 года рассчитывает НИУ ВШЭ. Рейтинг изначально задумывался как инструмент комплексной оценки деятельности органов власти в сфере стимулирования инновационных процессов, позволяющий лицам, которые принимают решения на федеральном уровне, точнее «локализовать» инструменты поддержки, а регионам — оценивать свои сильные и слабые стороны и следить за динамикой изменения позиций.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ
Какие тенденции инновационного развития регионов России можно выделить, проанализировав рейтинг 2015 года? (Важно отметить, что рейтинговые оценки основывались на последних доступных на момент проведения исследования статистических данных, которые относились в основном к 2013 году; рейтинг, таким образом, отражает докризисное положение дел.)
Одна из важных тенденций последних лет — ощутимо более слабая дифференциация регионов по индексам «Социально-экономические условия инновационной деятельности» (ИСЭУ) и «Научно-технический потенциал» (ИНТП) в сравнении с индексами «Инновационная деятельность» (ИИД) и «Качество инновационной политики» (ИКИП). Эта закономерность связана с тем, что социально-экономические условия инновационной деятельности и научно-технический потенциал региона во многом определяются деятельностью федеральных органов исполнительной власти — через федеральные целевые программы, управление госимуществом, деятельность компаний с госучастием и пр. А в основе политики федеральных органов лежит принцип выравнивания условий и возможностей в регионах с акцентом на социальные обязательства государства. В то же время параметры инновационной деятельности предприятий, расположенных в субъектах РФ, и качество региональной инновационной политики по большей части определяются приоритетами, ресурсами и управленческими навыками, которые имеются на местах. Таким образом, сокращение мер стимулирования инновационных процессов в регионах со стороны федерального центра может привести к усилению дифференциации субъектов РФ по уровню их инновационного развития.
Другая тенденция: успех региона в инновационной сфере в значительной степени достигается не столько за счет равномерного развития всех факторов инновационного процесса, сколько благодаря качеству инновационной политики и концентрации усилий на достижении высокого уровня инновационной деятельности. Это показывает опыт быстрорастущих субъектов РФ, которые за год поднялись более чем на шесть позиций.
Наконец, анализ регионов, значительно меняющих свое положение в рейтинге из года в год, показал, что примерно для половины из них характерны своеобразные «качели». Например, Тамбовская область снизила свои позиции в период 2008–2012 годов на 21 пункт, но в следующем году сумела вырасти сразу на 25 пунктов. Аналогичная тенденция характерна для Курганской области, которая в те же периоды времени сначала сместилась вниз на 27 позиций, а затем поднялась на 14. Обратная тенденция — вначале рост, а затем спад — проявилась во Владимирской области (+19 и -10) и Камчатском крае (+42 и -19). Устойчивым и заметным ростом из года в год могут похвастаться лишь немногие регионы — например, Архангельская область (+19 и +17).
Долгосрочное влияние оказывают последовательные и согласованные решения в сфере инновационного развития со стороны органов власти, компаний, университетов и научных организаций.
«...»
С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте Бизнес-журнала.
Источник: «Бизнес-журнал»
31.01.2016