Мировая география ученых с именем
По индексу цитируемости научных работ в академическом мире оценивают степень влиятельности их авторов. Какие тенденции прослеживаются за распределением высокоцитируемых ученых в разрезе стран и в динамике за последние 10 лет, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует на основе данных компании Clarivate — владельца одной из крупнейших баз данных рецензируемой научной литературы Web of Science.
В перечень высокоцитируемых ученых включены исследователи, чьи статьи оказались в топ 1% по цитируемости в конкретной научной области. При определении организаций с наибольшим числом высокоцитируемых исследователей устанавливалась аффилиация с конкретным вузом или исследовательской организацией, а не «зонтичной», т. е. объединяющей большое число научных и образовательных организаций (к которым относятся, например, Китайская академия наук, РАН, Общество Макса Планка, Национальные институты здравоохранения и др.).
Исследователи из Поднебесной все более заметны
В 2023 г. в перечень высокоцитируемых ученых вошли 6835 исследователей из 64 стран мира. Из них 2542 в качестве своей основной аффилиации указали организации, расположенные в США, 1350 — Китае, 562 — Великобритании, 333 — Германии и еще 298 — в Австралии. Таким образом, почти 75% высокоцитируемых ученых приходится на топ-5 стран, лидирующих по их численности. Состав «пятерки» не меняется последние десять лет, но внутри входящих в нее стран «потоки» высокоцитируемых исследователей заметно перераспределились. Если в 2014 г. каждый второй (49,4%) такой исследователь относился к США, то к 2023 г. доля этой страны сократилась до 37,2%. Напротив, почти пятикратный рост показал Китай — с 4,6% до 19,8% (рис. 1).
При этом каждый пятый (21,3%) высокоцитируемый исследователь имеет не одну аффилиацию; из них большинство (70,7%) трудоустроены в дополнительную организацию в пределах своей страны (более чем в половине случаев (55%) это происходит в рамках одной агломерации).
В фокусе внимания — науки о жизни
Высокоцитируемые исследователи, относящие себя к восьми из десяти стран — лидеров по их численности, специализируются преимущественно на науках о жизни (рис. 2).
При этом в каждой из стран, активно развивающих данную область исследований, прослеживается своя специализация. Например, «Клиническая медицина» играет ключевую роль в научном портфеле Италии (38,6% высокоцитируемых исследователей этой страны), Франции (36,4%) и Канады (21,9%). На «Биологии и биохимии» специализируются США (13,1%) и Германия (12,5%), на «Неврологии» — США (9%), Италия (8,8%) и Великобритания (8,7%).
Иная картина наблюдается в двух азиатских странах, которые вырастили или привлекли наибольшее число высокоцитируемых ученых, — Китае и Сингапуре. В этом регионе мира большинство выдающихся исследователей работают в области физических наук (36,1% в Китае и 34,1% в Сингапуре), технологий и ИТ (31,6% и 31,8 соответственно). Китайские исследователи сосредоточены в таких областях, как «Химия» (23,6% высокоцитируемых исследователей этой страны), «Материаловедение» (14,4%) и «Инженерия» (9,9%). Приоритетные области авторов из Сингапура — «Химия» (22,7%), «Материаловедение» (20,5%) и «Физика» (11,4%).
Высокоцитируемых ученых притягивают американские университеты
Несмотря на стремительное сокращение доли США в общемировом пуле высокоцитируемых исследователей, именно на территории этого государства располагаются наиболее популярные среди таких ученых организации-работодатели (рис. 3).
Больше всего высокоцитируемых исследователей смог привлечь Гарвард (263), следом идут еще два американских вуза — Стэнфорд (123) и Калифорнийский университет (108). В топ-20 вошли по два китайских, британских и сингапурских университета, по одному — из Канады и Австралии.
Гендерный дисбаланс сглаживается, но медленно
Если в 2014 г. доля женщин среди высокоцитируемых исследователей составляла 12,4%, то к 2023 г. этот показатель достиг 14,7% (1007 человек). Среди топ-20 стран по нему лидируют Израиль (22,5%), Бельгия (18,6%) и Италия (18,3%). Наименьшая доля женщин-ученых — в Саудовской Аравии (2,7%), Республике Корея (4,7%) и Японии (7,1%) (рис. 4).
Сильнее всего доля высокоцитируемых исследователей — женщин за рассматриваемый период увеличилась в Бельгии (+15,6%), Израиле (+12,5%), Сингапуре и Франции (по +7,6%).
Россия: между «старым» и «новым» БРИКС
На пике в 2020 г. в Российской Федерации работали 14 выдающихся исследователей (рис. 5). Сейчас Россия занимает 5-е место по числу высокоцитируемых исследователей (8 человек) среди стран, входящих в БРИКС, опережая всех новых участников объединения (Египет и Иран — по 6, ОАЭ — 4, Эфиопия — 0) и уступая «старым» (Китай — 1350, Бразилия и Индия — по 22, ЮАР — 10). Большинство аффилированных с Россией высокоцитируемых ученых (6 из 8) относятся к сфере наук о жизни, двое — к области физических наук.
Пятеро высокоцитируемых ученых из России аффилированы с вузами и исследовательскими организациями столичной агломерации (МГУ имени М. В. Ломоносова, РУДН имени Патриса Лумумбы, МФТИ, Сколтех, Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена); трое работают в Санкт-Петербурге (СПбГУ), Екатеринбурге (УрФУ имени первого президента России Б. Н. Ельцина) и Тюмени (ТюмГУ).
В течение анализируемого периода четверо высокоцитируемых исследователей — Иан Акилдиз (Турция, США), Анджей Чихоцкий (Польша), Александр Кабанов (США), Яков Кузяков (Германия) — были привлечены в Россию в рамках программы мегагрантов на проведение научных исследований под руководством ведущих ученых.
Комментирует
Евгений Куценко
директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Наиболее авторитетным исследователям (ученым с именем), как правило, интересны не только масштабные задачи, обычно связанные с поиском ответов на глобальные вызовы, и серьезные финансовые стимулы. Как показывает опыт стран-лидеров по числу высокоцитируемых исследователей, наряду с перечисленными факторами, важную роль в контексте привлечения зарубежных ведущих ученых играют благоприятные условия для жизни и работы, специальные визовые программы и т. п. В нашей стране сейчас актуализируют действующий с середины 2022 г. План мероприятий («дорожной карты») по разработке мер, направленных на привлечение иностранных ученых в Российскую Федерацию. Помимо уже включенных в него рекомендаций по упрощению миграционного режима (краеугольный камень любой политики привлечения талантов), среди стимулов необходимо предусмотреть систему дифференцированных мер поддержки, ориентированных на разные группы наиболее авторитетных ученых, в том числе высокоцитируемых исследователей, победителей ведущих научных премий, членов зарубежных академий наук, руководителей исследовательских подразделений в университетах и корпорациях. Такой набор мер может, например, включать линейку «мягкого приземления» и индивидуальные гранты для зарубежных специалистов, способных внести ключевой вклад в поиск решений на актуальные вызовы страны и времени.
Источники: Clarivate; результаты подготовки третьего издания Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов HSE GCII (выпуск ожидается в 2024 г.).
Материал подготовили К. С. Тюрчев, Е. С. Куценко, Вл. С. Колбин
В сборе данных принимали участие М. А. Трунов, В. С. Колбин
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Великобритания инвестирует в аспирантуру нового формата»
См. также:
Колбин Виктор Сергеевич
Трунов Макар Алексеевич