Поиск вдохновения для бизнеса в креативных кластерах Азии — обзор Владислава Солодкого

Владислав Солодкий , управляющий партнер венчурного фонда Life.SREDA, написал для ЦП колонку о том, как современное искусство и технологические компании Азии помогают перезагрузить мозг и показывают новую волну предпринимателей, которые будут удивлять мир после Alibaba и Xiaomi

 

Когда я хочу нащупать новый тренд или придумать что-то новое, то последнее, куда я обращусь за вдохновением — это бизнес-журналы или бизнес-конференции. Чаще всего я устраиваю себе и своим сотрудникам inspiration tours: за уникальной корпоративной культурой — к Тони Шею в Downtown Project в Лас-Вегасе, за вечеринками и музыкой — в Williamsburg в Нью-Йорк, за модой — в Shoreditch в Лондоне, за eco и local — в Pearl District в Портланде.

Monocle, FastCompany и Wired знают про next big things гораздо больше, чем Forbes. За последние полгода я открыл для себя несколько новых креативных районов в Азии — с одной стороны, их современное искусство отлично вдохновило моё воображение, с другой стороны, представители новой волны предпринимательства в этих кластерах дали представление о том, почему бизнес нужно делать именно в Азии. И дело тут совсем не в количестве потенциальных клиентов или деньгах.

Недавно я читал интервью с 28-м президентом Гарвардского Университета Дрю Джилпин Фаустследующее: «Возьмём, к примеру, легенду Кремниевой долины Стива Джобса, который совмещал в себе две противоположности: технократа и гуманитария. Для него дизайн был неотъемлемой частью технологий, которая проводила грань между его продуктами и всем остальным. Увлечение дизайном и гуманитарными науками — то, что позволило Джобсу быть столь изобретательным и передовым, каким мы его помним.

Примерно месяц назад я говорила с Эриком Шмидтом. Мы не можем предсказать даже ближайшее будущее. Технология в корне меняет столько привычных нам истин, профессиональных функций, экономических принципов, что мы не представляем, какая работа будет у студентов лет через десять. Людям нужны особые навыки и предприимчивость, чтобы быть максимально гибкими — только так можно преуспеть в постоянно меняющемся мире».

Главный редактор Harvard Business Review вторит ей: «Я бы назвала это способностью видеть картину мира во всей ее сложности. Умный человек отличается от дурака способностью выявлять внутренние закономерности и драйверы происходящего. И, похоже, зависит интеллект не только от скорости протекания химических процессов в головном мозге, но и от привычки размышлять вне готовых схем, менять подходы, делать выводы, не опираясь на мнение авторитетов.

Как развить в себе этот навык? Можно попробовать нагружать свой мозг каким-нибудь непривычным способом. Скажем, слушать баховские “Голдберг-вариации" и размышлять о том, чем исполнение совсем молодого Гленна Гульда отличается от его же исполнения в зрелые годы. Похоже, таким развлечениям любил предаваться Стив Джобс, во всяком случае два варианта гульдовских “Вариаций" он всегда имел под рукой.

Не хуже, чем хорошая музыка, освободить мозги от давления схем и концепций помогает и чтение толстых, сложных книг. Фолкнера, например».

Я же предпочитаю шляться по галереям современного искусства, модным кафе и клубам, магазинам молодых дизайнеров.

Если Европу представить как аристократическую даму, в мехах, с бриллиантами на морщинистых пальцах, Америку — как успешного бизнесмена на яхте с любовницей, то Азия — как поджарый загорелый юноша, своим умом и трудолюбием поступивший в лучший университет, а своим спортивным телосложением привлекающий внимание к себе.

У первых двух — успех, деньги и опыт, у третьего — энергия, будущее и эксперименты. Да, этот юноша может оступиться и он никогда не достигнет уровня уже состоявшихся героев, но его планы дерзки, а возможности безграничны.

Современное искусство Азии не такое социально-рефлексирующее, как европейское, не такое эпатирующее и ироничное, как американское, и не такое депрессивное, как советское и российское.

Оно — многообещающее, как первый коктейль в начале вечеринки, немного агрессивное, как толпа в ожидании распродажи, латентно-сексуальное, как цензурированное крупными пикселями порно, позитивное, как улыбка Обамы, простое и ясное, как букварь или рекламный слоган, новое и свежее, как простыни в номере. Оно никого не копирует и никому ничего не хочет доказать.

Такой же и малый и средний бизнес в этих районах. Я видел много креативных кластеров и много предпринимателей в них. Где-то это охраняемые, как зоопарке, от ненастий окружающей среды местными властями и лишенные иммунитета оазисы местного бизнеса, где-то — это снобские истории для кучки модников с айфонами и места для селфи, где-то — это доморощенный лубок, больше похожий на предмет истории, чем взгляд на будущее.

В азиатских креативных кварталах — это международного качества продукт, без лишнего пафоса, прилежно впитавший в себя в традиции своей страны и ведущие технологии западного мира, спокойно проводящий первые встречи с клиентами.

Где-то, как в Китае или Малайзии, у половины предпринимателей нет устройств для приема у вас к оплате банковской карты, где-то, как в Сингапуре, вы сможете заплатить QR-кодом со смартфона, но везде это будет что-то интересное, цепляющее, утилитарное.

Больше всего креативных кластеров в Шанхае — их в два-три раза больше, чем я здесь перечислил. Однако большинству из них стоило бы быть более открытыми миру — завести свой сайт (будет здорово, если и на английском языке), заполнить о себе страницу на Wikipedia, начать принимать банковские карты к оплате.

Примечательно, что все эти районы не для туристов. Туристы там есть, но это всё «окно в мир» для внутреннего спроса. Это — глоток новых знаний и доступ к новым технологиям. Сюда приезжают толпами со спальных районов, детально изучают каждый экспонат, пытливо пробуют. Воздух настолько плотный от идей и знаний, которыми пришли обменяться тысячи людей, что кажется, что его можно потрогать руками или нарезать, как пирог, ножом на дольки.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте проекта ЦП.

Источник: siliconrus.com

15.04.2015