В семье кластеров – пополнение

В Кузбассе родился новый кластер, третий по счету, – агропромышленный. Два его старших «брата» – кластеры по комплексной переработке угля и техногенных отходов и биомедицинский – появились в прошлом году и координируются Центром кластерного развития Кузбасского технопарка

 

Четвертый «брат» – туристический – должен быть создан в ближайшее время. Инициатор создания агрокластера – губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

Слово «кластер» все более прочно входит в лексикон и жизнь малого и среднего бизнеса и, по словарям, означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Так, Наталья Чурсина, руководитель Центра кластерного развития Кузбасского технопарка, объясняет:

— Кластер – это объединение предприятий по видам основной деятельности, которые консолидируют свои усилия для получения каких-то благ, например, для минимизации и оптимизации затрат. Скажем, у производителей молока есть потребность его сбыта. По госзакупкам проходят торги, в которых они практически не участвуют, но можно поставить одного кластерного менеджера, который будет представлять интересы сразу нескольких сельхозтоваропроизводителей в тендерных закупках… Мелкому или среднему бизнесу это обычно не по силам: не хватает ни средств, ни людей, ни знаний, но, объединившись, проблему можно решить… Участники кластера, объединенные по профессиональному признаку, не только получают возможность для эффективной коммуникации между бизнес-сообществом, наукой и органами государственной и муниципальной власти, но и шанс на финансирование перспективных бизнес-проектов… В том числе начиная с малого – грамотного оформления документов, анализа закупок сырья и перспективных рынков сбыта своей продукции. Следующий шаг – вывод продукции участников кластера на новые рынки сбыта путем софинансирования затрат на сертификацию продукции, брендирование, участие в выставках и проведение рекламных кампаний. Эти меры поддержки могут быть предо ставлены только при наличии в регионе утвержденной комплексной программы развития агропромышленного кластера, которая, по нашему мнению, должна быть сосредоточена не только на сельском хозяйстве, но и тесно связана с пищевой и перерабатывающей промышленностью региона в рамках единой технологической цепочки от поля до прилавка магазина.

Главным идеологом кластеров в России стал Минэкономразвития РФ, по инициативе которого с 2010-го по 2014 год открыты 87 центров поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 29 центров кластерного развития, 28 центров инжиниринга, 13 центров прототипирования и два центра сертификации. В числе их функций – поддержка пилотных инновационных территориальных кластеров, осуществляемая при координации Минэкономразвития. Если за 2013 год поддержку на сумму 1,3 миллиарда рублей получили 13 кластеров, то в 2014 году – уже 25 кластеров на 2,5 миллиарда рублей. В текущем году, по данным Минэкономразвития, даже несмотря на экономический кризис, объемы финансирования не сократятся.

Соглашение о формировании агропромышленного кластера Кемеровской области подписали кузбасские фермеры, собственники и руководители предприятий-переработчиков сельхозпродукции, ученые, сразу два департамента – сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и инвестиций и стратегического развития, Кузбасский технопарк. На первом организационном собрании участников кластера, которое прошло при участии заместителя губернатора по агропромышленному комплексу Валерия Шабанова, был избран совет агрокластера в количестве 13 человек, председателем совета кластера стал Александр Баранов, фермер из Юргинского района, выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров.

Уточним, что агрокластер не является юридическим лицом, не предусматривает формирование объединения коммерческих организаций. Его основная цель – осуществление информационного взаимодействия, направленного на повышение конкурентоспособности участников кластера – производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции Кемеровской области для обеспечения продовольственной безопасности, развития малого и среднего бизнеса и повышения уровня жизни сельского населения. Для достижения этой цели ставятся такие задачи, как рост объемов производства экологически безопасной продукции; развитие новых отраслей для обеспечения внутренних потребностей в продукции АПК; улучшение деловых связей производителей и переработчиков; развитие кооперативных связей участников кластера; применение инноваций в агропроизводстве, пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственных отходов; создание конкурентоспособных производств; совершенствование механизмов продвижения продукции местных сельхозтоваропроизводителей; замещение экспорта сырья на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью; повышение инвестиционной привлекательности АПК; повышение престижа профессии АПК.

Правда, вряд ли нужно считать кластеры панацеей. Об этом, например, говорила во время подписания соглашения Ирина Ганиева, проректор по научной работе КемГСХИ:

— В теории менеджмента кластеры – дело не новое, опробованное, изученное и довольно успешное. В Европе это давно работает, особенно в сельском хозяйстве. Но не надо полагать, что, став участником кластера, вы получите решение всех проблем сразу…

— Кластер, как и колхоз, дело добровольное, никто в него насильно не тянет, — разъяснял и Сергей Муравьев, директор Кузбасского технопарка. — И только если у участников есть интерес к совместной работе, будет и польза. Нет интереса – лучше этим делом и не заниматься… Средства из федерального и регионального бюджетов в первую очередь даются на те расходы, которые в отдельности каждая компания не выделила бы. Мне понравился пример, который прозвучал на одном из министерских совещаний: «А что вы лес-то рубите тупыми топорами?» – «А точить некогда!» Мы должны помочь наточить эти топоры… Эффективность работы кластера будет зависеть от участников и от умения найти компромисс между желаниями и возможностями. И от умения выявить проблемы, которые интересны не одной какой-то компании, а большинству участников кластера…

О том, какие проблемы хотели бы решить участники агрокластера, «Кузбасс» расспросил кузбасских аграриев и вот что услышал в ответ…

Иван Рощупкин, фермер:

— Мне ближе слово «кооперация» для понимания происходящего. При подписании соглашения были озвучены два вопроса, очень меня интересующих: проблема реализации продукции и проблема консолидированного участия в госзакупках. Если удастся скооперироваться для их решения, мои надежды оправдаются…

Валерий Землянский, технический директор ООО «Зарубинское»:

— Специалистов для сельского хозяйства нужно не так уж и много, но их постоянно не хватает. Лучше, если в вузе будет целевое обучение, и я готов в студента вложиться, зная, что он придет именно ко мне более-менее подготовленным. Нужно, чтобы он проходил практику на том производстве, где будет работать. Чтобы его готовили под конкретное предприятие, ведь выращивать капусту, зерновые или оленей – это разная специфика. Нам нужен штучный продукт… Мы в этом году даем институту темы для дипломов по нашим направлениям: сельхозтуризм, переработка мясная и так далее, защита планируется у нас в хозяйстве. В этом направлении мы с институтом работаем давно, другое дело, в кластере, надеюсь, это будет более целенаправленно, узаконено, не только на личных контактах. Вместе можем попытаться влиять на них вплоть до изменения учебного плана под наши условия. В старые добрые времена сельхозники начинали учиться с 1 октября, потому что все работали на уборке. Сейчас они начинают, как школьники, как надо преподавателям, а не производству. И практику они должны в обязательном порядке проходить на сельхозпредприятиях, тогда и выпускаться будут агроспециалисты, а не охранники да полицейские.

Сергей Абрамов, фермер:

— Мне интересно совместное сотрудничество и продвижение на рынки нашей продукции, ведь мы занимаемся экологически чистой продукцией. Другая очень серьезная проблема – кадры… Механизм действия кластера мне пока понятен только в общих чертах, более детально разберусь по ходу дела…

В свою очередь, Центр кластерного развития уже сейчас оказывает методическую поддержку в формировании программы развития кластера. В дальнейшем готов координировать межвузовское взаимодействие, предоставлять услуги по бизнес-планированию и сертификации продукции, оказывать содействие в подготовке совместных кластерных проектов организаций-участников: наиболее перспективной на сегодняшний день видится организация единых центров закупок, логистики и продаж.

Источник: Газета «Кузбасс»

25.03.2015