Кластер не блокбастер. Но все равно требует признания

В Минэкономразвития РФ зарегистрированы 25 кластерных центров, среди них есть подмосковная Дубна и Новосибирск, но, как и прежде, нет Кирова, хотя мы идем своим путем и не раз представляли кластерные проекты в то же министерство
Кировскую область так и не включили в список 25 инновационных территорий России. Но мы не отчаиваемся...

 

«БиоКиров-2014». Что дальше?

18 июня нынешнего года Театральная площадь стала большой выставочной площадкой (что делать ?  выставочный центр «отдали» под торговлю). Белые павильоны смотрелись эффектно. Наряду с представленными в них экспозициями, где были показаны действующие производства и новейшие проекты в области биотехнологий, все это производило хорошее впечатление на участников II  Международного форума «БиоКиров-2014». Прилетел и высокий гость - Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Казалось, после такой презентации Кировской области, где с 2008 года действует один из первых в России биотехнологических кластеров,  откроется широкая ясная дорога в светлое будущее и Киров будет признан инновационным центром раз и навсегда.

Увы, не признан. В Минэкономразвития РФ зарегистрированы 25 кластерных центров, среди них есть подмосковная Дубна и Новосибирск, но, как и прежде, нет Кирова, хотя мы идем своим путем и не раз представляли кластерные проекты в то же министерство.

Об этом после очередных презентаций четырех действующих у нас некоммерческих партнерств — «Вятка-биополис», «Биотехнологический кластер Кировской области», «Кластер по развитию промышленных биотехнологий Кировской области» и кластер «ГЕОКиров», сказал ректор ВятГУ Валентин Пугач.

Что дальше? Вопрос был адресован Сергею Толстоброву, и.о. главы департамента экономического развития, который стал инициатором проведения установочной стратегической сессии Центра кластерного развития нашего региона. Деньги на его создание пришли из Москвы в августе. А в ноябре решили  провести «установочную сессию» (как в вузе) ? напомнить, так сказать, что надо действовать сообща, напористо, эффективно. А чтобы так действовать, нужна дискуссия. Открытое изложение мнений, видение проблем. К тому же готовится стратегическая программа кластерного развития области. Для ее осуществления нужны рабочие инструменты, и Центр кластерного развития области ? один из самых важных.

Если вам это ничего не напоминает,  придется рассказать, что в области  уже действуют несколько подобных «инструментов». Самые, пожалуй, «пожилые» ? Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и Корпорация развития Кировской области (их названия трансформировались в силу разных причин, а  бывших руководителей привлекали да и привлекают  к уголовной ответственности). Была создана сеть многофункциональных центров. Последним появился центр поддержки экспорта, который создали правительство области и ВТПП. До этого был создан центр культуры и туризма (у нас  собираются создать  и туристско-рекреационный кластер). И вот  ? Центр кластерного развития.

Никто не спорит, у каждого свои задачи и проблемы. Но что характерно, работают (или собираются работать) их сотрудники на одну идею ? развитие региона. И эта работа требует средств. Без них ведь даже хорошую заявку на грант не напишешь, а уж тем более не представишь область, ну, например, в... Сингапуре. Кстати, это посоветовал сделать один из присутствовавших на  сессии консультантов ? Ян Хамфри-Смит, президент компании «Сколково РусИнвест». Но представлять область он посоветовал «ГЕОКирову», партнерству теперь уже пяти центров космических услуг (двух школьных, двух вузовских, одного муниципального) и КОГБУ «Центр информационных технологий», который работает с Роскосмосом, его организацией по внедрению космических технологий  «Рекод» и другими.  А второй  эксперт ? начальник отдела инновационных проектов Департамента инновационного развития Минэкономразвития России Владислав Тарасенко, кстати  кандидат философских наук, предложил его руководителю Олегу Созинову заняться на базе ЦИТа (или ОАО «Институт территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное, проектно-изыскательское предприятие», где он гендиректор?) подготовкой тех самых документов по кластерам и их проектам, которые никак не проходят  в министерстве. И даже денег на это пообещал. Он не уточнил ? минуя только что презентованный Центр кластерного развития области  или через него. Хотя сообщалось, что ЦКР, созданием которого занимается многофункциональный центр (детище департамента информационных технологий), будет помогать предприятиям и организациям, «объединенным в территориальные кластеры, участвовать в разработке и реализации проектов развития кластеров и их инвестиционных программ, содействовать при получении государственной поддержки».

Извините, огород городили другие. И продолжают городить. Ибо деньги легче размазать, чем собрать в одну кучку и дать их тем, кто действительно занимается делами. Но уже спущена Концепция, и она ? как священная корова, под которую будут создавать и создавать организационные структуры.

Чтобы не оказаться на обочине

Ну а что предприятия и организации, о которых призваны печься, как о родных, ЦКР и прочие «Ц», «Ф» и «К»?

Они потихоньку выгребают, найдя деньги если не в Сингапуре (в котором возникают идеи «создания небольших городов, миллиона на полтора жителей»,  а воплощать их отдают англичанам, но наши i-тишники с уже существующей базой данных и накопленным опытом, оказывается, могут стать им конкурентами), то поскоблив по своим сусекам. Внутренние резервы, впрочем, как и внешние,  по словам руководителя некоммерческого партнерства  «БТК Кировской области» Валерия Туруло, там  научились использовать. В этом  НК 16 организаций  и две на подходе (правда, в интервью одному изданию не так давно он сам говорил о 34).

Участники биотехнологического кластера занимаются многими направлениями. Самый «древний» проект ? «Пресс-торф», самый «свежий» ? биореактор компании «Сельхозбиогаз». Но малая биоэнергетика пока так и остается малой. Хотя перспективы есть. Правительство области заключило соглашение с технологической платформой (такие сейчас термины) «Биоэнергетика».

У среднего бизнеса дела получше. НП биофармацевтический кластер «Вятка-биополис», который представлял Виктор Башлыков, заместитель генерального директора ООО «Нанолек», объединил с этой компанией в некоммерческом партнерстве ООО «Агровет», ООО «Научно-исследовательский и проектный институт биотехнологической индустрии» (НИПИ БИОТИН), Кировскую медицинскую академию и правительство региона. Его интересы представляет ОАО «Корпорация развития Кировской области».

«Нанолек» известен  нам по проекту огромного биомедицинского  комплекса в Лёвинцах Оричевского района, который в декабре этого года собирались «представить публике». Он ориентирован на выпуск импортозамещающих вакцин  и лекарственных препаратов как собственной разработки, так и  созданных с привлечением международных партнеров. Есть среди них и онкологические.

«Агровет» (лидер в России по производству препаратов для ветеринарии) на площадке, где ранее размещались службы НИИ микробиологии Минобороны (тоже в Лёвинцах), должен запустить  новое производство этих самых препаратов. Кроме того, формируется и Центр сертификации и испытаний иммунобиологических препаратов ветеринарного назначения.

А вот Корпорация развития Кировской области  занимается в некоммерческом партнерстве «Вятка-биополис» привлечением  государственной финансовой и нефинансовой поддержки для развития кластера, в том числе  через участие в программе развития инновационных территориальных кластеров на конкурсной основе в Миэкономразвития РФ. Значит,   со временем уступит свое место вновь созданному Центру кластерного развития на этом поле? И сами себе отвечаем: вряд ли. Кто же «хлеб» отдаст.

Как вряд ли сойдутся интересы БТК и Кластера по развитию промышленных биотехнологий. Уровни разные. И ниши у каждого свои.

Двумя продуктами НП «Кластер по развитию промышленных биотехнологий» - кормовым белком и биотопливом - заинтересовался, как сообщали в июне, председатель кабмина Д.А. Медведев. О биотопливе он сказал так: «Сколько бы у нас ни было углеводородов, какой бы развитой энергетической державой мы ни были, мы все равно должны заниматься  биотехнологиями... если не будем вкладывать туда деньги, знания, то, когда произойдет очередная научно-техническая революция, мы можем оказаться на обочине  и вместе со своими нефтью и газом потеряем конкурентоспособность».

И после  этого Кировская область все еще не входит  в число признанных инновационных кластерных территорий? А если смотреть с точки зрения санкций ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии против России,  то, будь у нас массовое производство биоэтанола,  жители нашей страны  могли бы выбирать: покупать им бензин, цены на который в стране поднимают до мировых, или заправлять транспорт альтернативным топливом. 

К концу года должен появиться, как обещал в июне приезжавший на форум «БиоКиров-2014» зам. руководителя Росалкогольрегулирования В. Заславский, документ по биоэтанолу (биотопливу - абсолютированному спирту), который  ляжет в основу законопроекта, регулирующего его производство и продажу. До конца года осталось всего ничего. Подождем. Больше ждали.

Но, оказывается, один продукт кировского производства стал  просто необходим сегодня, сейчас.

На рынке пятикратно увеличился спрос на кормовой белок-сою. Это произошло из-за того, что США уменьшили его поставку в Россию. А у БХЗ, технический директор которого Андрей Гордин об этом и сказал на установочной сессии, представляя  как руководитель НП «Кластер по развитию  промышленных биотехнологий» (в него помимо Кировского биохимзавода входят  «Восток» и Омутнинская опытно-промышленная база), есть такой продукт. Но надо идти дальше. В июне  называли цифру годового производства  ? 3 тысячи тонн, а могут выпускать 60 тысяч тонн кормового белка. Потребность России, по словам А. Гордина,  700 тысяч тонн. Непаханое поле. И  - замещение импорта данного вида кормов для скота.  Но нужна поддержка государства. Пока о ней ничего не слышно.

...Собственно, на этом сегодня можно поставить точку. Но журналистское любопытство занесло по адресу, который значился на сайте (практически пустом) новой структуры. Центр кластерного развития прописали в Кирове на ул. Пятницкой, 17. Это старое одноэтажное деревянное здание с  большими воротами, закрывающими вход в дом. Есть еще и более свежий деревянный пристрой. Все это   спряталось за храмом Иоанна Предтечи.  А рядом ? дом архитектора И.А. Чарушина, которому Вятка обязана многими творениями. Архитекторы настаивают на реконструкции дома и создании там музея.  Но не факт, что его сумеют спасти, если по Пятницкой,17, затеют снос деревянного здания и  строительство особняка для  оргструктуры. Особняки в Кирове строят с размахом...

Источник:  «Вятский край»

25.11.2014