Минэкономразвития распределило субсидии 2014 года на поддержку пилотных кластеров
Ключевыми отличияминынешнего конкурса стало расширение числа кластеров, претендовавших на получение субсидии, до всех 25 ИТК, вошедших в перечень Минэкономразвития России. Также увеличен, по сравнению с предыдущим годом, общий объем федеральной субсидии с 1,3 млрд рублей до 2,5 млрд рублей.
Конкуренция за бюджетные средства в этом году была гораздо сильнее. В министерство поступило 26 заявок от 20 субъектов РФ, в которых локализованы пилотные кластеры (на поддержку мероприятий Кластера медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга подали заявки два субъекта РФ — г. Санкт-Петербург и Ленинградская область). Субъекты РФ запрашивали на софинансирование внутрикластерных проектов более 5,2 млрд рублей (против 1,9 млрд рублей в запросах от 13 ИТК в 2013 году), что более чем вдвое превысило объем средств субсидии, заложенный для поддержки кластеров в федеральном бюджете на 2014 год.
Если в 2013 году запрос на субсидию не был удовлетворен в полном объеме лишь для четырех субъектов — Республики Татарстан, Московской (Пущино), Самарской и Томской областей, то в 2014 году, наоборот, лишь для двух кластеров, локализованных в Московской области (Дубна) и Алтайском крае, — объем запроса на средства субсидии совпал с ее итоговым размером.
Рис 1. Объем запрашиваемых и планируемых к предоставлению федеральных субсидий на реализацию мероприятий региональных программ развития инновационных территориальных кластеров
Приоритетными направлениями поддержки кластеров, на которые они запрашивали федеральные средства, по-прежнему остаются развитие инжиниринговых центров и обеспечение деятельности специализированных организаций кластеров (в первую очередь в сфере повышения квалификации и продвижения продукции организаций-участников на отечественный и зарубежные рынки).
Решением экспертной комиссии выделяемые в этом году средства были ниже или вовсе не выделялись по следующим мероприятиям:
-
проведение НИОКР, эффективность которых должна оцениваться профильными экспертными группами;
-
предоставление специализированной организацией развития кластера услуг в интересах одного из участников кластера;
-
проведение выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий, предполагаемая стоимость которых значительно превышала объем средств, запрошенных на схожие по масштабам и профилю мероприятия.
Объем запрашиваемых к выделению средств для некоторых субъектов РФ был снижен из-за несоблюдения условий софинансирования проектов ИТК из средств регионального бюджета. Также в ряде ИТК не были поддержаны мероприятия, направленные на формирование инжиниринговых центров, в связи с недостаточной проработкой предлагаемых для софинансирования проектов.
Высоким качеством представленных на конкурс проектов отличились три кластера, расположенные в Новосибирской, Томской областях и в Республике Мордовия, каждый из которых получил более 150 млн рублей федеральной субсидии.
Республика Татарстан, Самарская область и Москва (Зеленоград) также входят в число лидеров конкурса по привлечению федерального софинансирования проектов расположенных в них ИТК. В то же время, по сравнению с изначальным запросом заявок от этих регионов, объем предоставленных средств был снижен более чем наполовину.
Источник: Российская кластерная обсерватория
19.11.2014