Производственные кластеры — будущее региона

Одним из результатов кластерной политики, проводимой администрацией Липецкой области, стало создание в нынешнем году  промышленного кластера композитных материалов. О задачах развития кластера корреспондент «Известий» беседует с генеральным директором ООО «НПК «Армастек Липецк» Алексеем Пикаловым

 

Применение композитной арматуры открывает широкие возможности для развития строительной отрасли. Именно поэтому в 2013 году ряд предприятий Липецкой области при активной поддержке администрации Липецкой области решил объединить свои усилия в области исследований, проектирования и производства изделий с применением композитной арматуры. Так, в этом году был создан инновационный территориальный промышленный кластер композитных материалов и изделий из них.

Правительством РФ кластеры рассматриваются в качестве одной из основных форм инновационного развития. Они представляют собой территориально обособленную группу хозяйствующих субъектов, включающую в свой состав коммерческие и некоммерческие организации, в том числе научные и образовательные, специализирующуюся на производстве определенных групп товаров, выполнении работ, оказании услуг. Фирмы, объединенные в кластеры, являются более конкурентоспособными и становятся основной движущей силой инноваций. Политика кластерного развития уже оправдала себя в мировой практике. Примерами стран с успешным кластерным развитием могут быть США, Германия, Япония. На данный момент в Липецкой области уже сформировалось несколько кластеров на базе существующих крупных предприятий.

— На мой взгляд, — рассуждает Алексей Александрович,?— региональный кластер должен отвечать трем следующим требованиям: быть инновационно ориентированным; производить конкурентоспособную продукцию и услуги как на региональном, так и на национальном уровне; состоять из партнеров, ориентированных на достижение единой цели. Наше предприятие входит в один из таких промышленных кластеров.

Еще одно предприятие, входящее в кластер композитных материалов и активно сотрудничающее с компанией ООО «НПК «Армастек Липецк»,?— это ОАО «Завод «Железобетон». Первое, что я увидела, войдя в кабинет генерального директора предприятия,?— это опытный образец облицовочной плитки из бетона с применением композитной арматуры.

—?На данном этапе уже есть целый ряд кластерных проектов,?— отмечает генеральный директор ОАО «Завод «Железобетон» Вадим Бакуров.?— Пока мы не начали серийный выпуск продукции, но концепция новой продуктовой линейки уже готова. Мы говорим о серии продуктов, которые могут применяться в различных сферах строительства: для мощения дорог и тротуаров, облицовки стен, в качестве шумоизоляционного экрана вдоль скоростных дорог. Это линейка продуктов, которую мы можем объединить понятием «тонкостенные коррозионно-стойкие конструкции».

Еще одно направление — это применение композитной арматуры в железобетонных стойках линии электропередачи. Помимо того что такая стойка не подвержена коррозии, она не подвержена воздействию блуждающих токов, что особенно важно. Были случаи, когда электроопоры (применяемые на железной дороге) с металлической арматурой из-за блуждающих токов разрушались и линия электропередачи падала на землю.

—?Мы пытаемся сегодня в наших традиционных стойках вместо металлической арматуры применить композитную, что сопряжено с большими сложностями из-за отсутствия технической документации,?— рассказывает руководитель предприятия.?— Общими усилиями предприятий кластера и областных властей мы сможем подготовить всю необходимую документацию и вывести на рынок новый продукт.

Технические характеристики композитной арматуры позволяют применять ее в промышленном и гражданском строительстве, для дорожного строительства при усилении мостов и ограждений, в конструкциях, работающих в условиях усиленной коррозии стальной арматуры. Причалы, сухие доки, укрепление прибрежной полосы путем бетонирования — вот основные сферы строительства, в которых применение композитной арматуры не просто оправданно, а иногда является единственно правильным решением.

И, конечно, не стоит забывать о сфере дорожного строительства, где композитная арматура раскрывает все свои преимущества. Например, в Перми небольшой участок дороги с применением композитной арматуры эксплуатируется без ремонта уже более 5 лет. Применение композитов привело к значительному снижению колейности и образования продольно-поперечных трещин. Подобный опыт уже есть и в Липецкой области: в сентябре 2013 года совместно с управлением дорог и транспорта региона был впервые армирован опытный участок автодороги Липецк—Чаплыгин и в настоящее время ведется его мониторинг. А плохие дороги, к сожалению,?— это едва ли не визитная карточка нашей страны.

 —?Я уверен, что кластер композитных строительных материалов может переломить эту ситуацию. При поддержке Управления инновационной и промышленной политики и Центра кластерного развития в Липецкой области делаются первые шаги в этом направлении,?— считает Вадим Бакуров.

О ходе реализации кластерной политики в Липецкой области — в новостях РКО.

Источник: «Известия»

24.07.2014