Малый бизнес приглашают в кластеры

О том, что в России необходимо поддерживать и развивать малый и средний бизнес, сейчас говорится очень много. Подходы и меры предлагаются разные, но наиболее эффективный и результативный это территориально-кластерный. О перспективах вовлечения малого бизнеса в кластерные проекты материал Российской газеты

 

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса, поддерживается государством и при этом минимизирует возможность для коррупции. По своей сути такая политика предполагает не распределение поддержки по отраслевым компаниям (в этом случае ничего принципиально изменить было бы невозможно), а создание необходимой, эффективной инфраструктуры, благодаря которой малый и средний бизнес будет включен в международные и российские производственные цепочки.

На Западе предприятия группировались в кластеры естественным образом, за счет большей концентрации субъектов предпринимательской деятельности. У нас ситуация другая — наиболее конкурентоспособные организации и предприятия во времена СССР сознательно размещались в границах территориально-производственных комплексов. На этих территориях остается значительный производственный, научный и образовательный потенциал. При этом сейчас 400 крупнейших компаний производят 70% ВВП, соответственно, все виды деятельности, кроме торговли, пока очень сильно монополизированы. Существует огромный разрыв между крупными компаниями, малыми и средними. Малый и средний бизнес повторяет, что ему нужен гарантированный госзаказ на собственную продукцию и услуги. Но существуют причины, по которым малому и среднему бизнесу встроиться в производственные цепочки сложно. Во-первых, бизнес не доверяет друг другу. Во-вторых, малый бизнес в производстве зачастую недотягивает до нужного уровня качества. Например, крупный бизнес мог бы вынести на аутсорсинг производство каких-то отдельных деталей, элементов, но у многих малых компаний нет достаточного опыта и соответствующего оборудования, чтобы качественно и в необходимый срок выполнить заказ. А значит, невозможно однозначно критиковать крупные компании за отсутствие поддержки малого бизнеса. Как же разорвать существующий замкнутый круг?

Создать условия для роста малому и среднему предпринимательству (МСП) в промышленных секторах, что позволит МСП получить заказы от крупных компаний. Во-первых, для повышения компетенции МСП в рамках кластера важно развивать инфраструктуру: центры кластерного развития, центры инжиниринга, центры коллективного пользования; стимулировать, покупать за счет софинансирования со стороны государства лицензии, сертификаты, конструкторскую документацию, технологии.

Во-вторых, изменить устаревшую парадигму управления отраслями на управление развитием, управление территориально-отраслевыми комплексами. Так как фактически сейчас нет изолированной отрасли, которая не пересекается в цепочке поставок или производства с другими отраслями. Конкурентоспособность конечного продукта, и в итоге экономики, зависит от эффективности комплексного взаимодействия. В-третьих, развивать финансовые продукты. Уже сейчас многие банки подчеркивают, что для них категория надежности заемщика малой компании, гарантированно поставляющей продукцию крупному бизнесу, значительно выше.

С позиции государственного управленца, даже очень талантливого, невозможно руководить проектом, потому что нельзя глубоко вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. Перед органами власти стоит задача формирования политики, определение приоритетов без вмешательства в оперативную деятельность.

Бизнес сам инициировал создание на федеральном уровне экспертного и общественного центра процедур «Новая индустриализация». Его ключевой задачей является согласование на всех этапах интересов основных участников территориально-отраслевого комплекса, включая федеральные органы государственной власти, региональные, малый, средний и крупный бизнес. Как это работает? Эксперты и независимые консультанты подтверждают потенциал территориально-отраслевого комплекса (ТОК). Критерии первичного отбора включают в себя географические и исторические предпосылки; экономический и маркетинговый анализ; наличие портфеля проработанных инвестиционных проектов, инновационной и производственной инфраструктуры; наличие заинтересованных частных инвесторов и ряд других факторов. Затем закрепляется ответственное лицо со стороны субъекта РФ. Одновременно разрабатывается стратегия ТОК с участием потенциальных бизнес-участников; закрепляется стартовый состав его участников и создается рабочая группа (или кластерная ассоциация). Затем проводится выездное совещание АНО ЦОП «Новая индустриализация». Разрабатывается программа ТОК и предложения по эффективным мерам государственной поддержки, включая нефинансовые меры, а Наблюдательный совет ее рассматривает. После этого прорабатывается перечень поручений правительства по реализации программы ТОК.

Уже на начальном этапе проработки проекта, обеспечивая инфраструктурную, интеллектуальную и технологическую поддержку совместно с минэкономразвития, мы зафиксировали прирост количества малых и средних предприятий, включенных в цепочки добавленной стоимости ТОК, как один из ключевых показателей эффективности реализации проекта.

Сейчас отбирается Топ-10 проектов в разных областях деятельности, чей опыт будет масштабироваться и тиражироваться. В Топ-10 войдут приборостроительный, машиностроительный кластер в Новосибирской области; Омский кластер по глубокой переработке зерна.

Источник: Российская Газета

25.03.2014