Конкуренция сотрудничества
Андрей Валерьевич, в начале 2013 года РВК начала реализацию проекта «Аудит инновационно-территориальных кластеров». Какими целями была продиктована эта инициатива?
Основная цель состояла в том, чтобы определить инструменты, наиболее оптимальные для дальнейшей поддержки инфраструктуры инновационных кластеров со стороны РВК. По результатам проекта были определены кластеры, максимально подготовленные для тиражирования различных инфраструктурных инструментов среди которых следующие:
- Информационный портал территориально-отраслевого кластера – тиражирование модели, которая позволяет управляющим компаниям и участникам инновационных территориальных кластеров систематизировать информационные потоки и оптимизировать взаимодействие участников и партнеров в процессе построения региональных и/или отраслевых инновационных экосистем;
- Региональный бизнес-катализатор – тиражирование модели (установочной документации) работы регионального бизнес-катализатора в инновационных территориальных кластерах (центрах) с участием основных субъектов инновационной экосистемы (вузы, НИИ, промышленность, бизнес, предприниматели, институты развития, органы государственной власти) с целью увеличения потока инвестиционных предложений для фондов ранних стадий;
- Центр технологического предпринимательства вуза – тиражирование типового решения по созданию инновационного центра (ИЦ) при региональном технологическом вузе/НПО с целью поддержки развития инфраструктуры компаний посевных и ранних стадий.
Каковы основные факторы, сдерживающие развитие кластеров в регионах? И что мешает использовать кластеры как инструменты развития самих субъектов?
Среди таких факторов – инфраструктурные ограничения на территориях базирования кластеров. Кроме того, к числу барьеров относится монополизация экономики, большое количество организаций с госучастием, снижение конкуренции и, как следствие, сокращение стимулов к инновациям (в том числе организационным, каковыми и являются кластеры). Негативное влияние оказывает недостаток опыта горизонтального взаимодействия между различными хозяйствующими субъектами (компании, НИИ, вузы, инфраструктурные организации) в регионах. Зачастую сдерживает развитие кластеров отсутствие единого понимания и терминологии по вопросу о том, что такое кластер и кластерная политика среди участников кластера и у регионов.
«Чтобы быть конкурентоспособным, кластер должен иметь широкую сеть партнерств и кооперационных связей»
Кластеры используются как инструменты развития субъектов. Среди барьеров, мешающих в полной мере использовать этот инструмент, следует отметить недостаточную межведомственную координацию, слабую вовлеченность институтов развития, отсутствие управленческих практик и специализированных команд по запуску и сопровождению работы кластеров. Нередко наблюдается неправильное восприятие этого инструмента в регионах: иногда кластеры рассматриваются лишь как очередной способ получения федеральных денег. Для этого имитируются внешние признаки кластера без содержательных преобразований.
Какими методами и на каких этапах можно оценивать эффективность кластерной политики? Каковы критерии такой оценки?
Необходимо привязать показатели эффективности деятельности к этапам развития кластера следующим образом:
· период становления кластера – 3-4 года для этого этапа главными критериями эффективности должны быть количество вовлеченных в деятельность кластера участников и количество запущенных проектов;
· период развития кластера – 5-10 лет, к двум предыдущим критериям необходимо добавлять количество созданных рабочих мест, а также увеличение товарооборота и объема произведенных товаров и услуг.
В качестве дополнительного критерия, в особенности для кластеров с сильным исследовательским ядром (НИИ, вуз, R&D-центр и проч.), необходимо внедрять такие показатели как: количество полученных патентов и научных публикаций (в Scopus например), уровень внедрения/распространения разработанных технологических решений в производстве и в целом на рынках. Таким образом, можно измерять динамику развития кластеров, а также эффективность каждого из направлений поддержки кластеров. Кроме того, целесообразно проводить ежегодный мониторинг.
Критерии оценки могут быть разными. К числу критериев эффективности, определенных Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации № 188 от 06 марта 2013 года (в редакции изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 596).
Одна из значимых проблем российских кластеров – отсутствие четкой и налаженной коммуникации между участниками, а также затруднение вхождения новых игроков в кластер. Каким образом могут решаться эти проблемы?
Эти проблемы должны решать специализированные организации развития кластеров. Они сформированы во всех пилотных инновационных кластерах. Одна из задач таких структур ? усиление внутренних и внешних (маркетинг) коммуникаций. Она выполняется через организацию встреч, семинаров, форумов, стратегических сессий, формирование рабочих групп по реализации конкретных совместных проектов, состоящих из сотрудников различных организаций ? участников кластеров. Распространенным способом построения коммуникации также является создание интернет-портала кластера, его страничек в социальных сетях. Все это призвано повысить качество общения, сократить дистанцию, наладить обратную связь.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте журнала «Стратегия».
Источник: журнал «Стратегия»
15.01.2014