По дороге в регионы

Евгения Шамис, Основатель и CEO компании Sherpa S Pro, Сооснователь международного воркшопа «Кластеры и инновации» (Бразилия) в интервью Журналу «Стратегия» рассказала о формировании политик для кластеров и ключевых механизмах разработки успешных стратегий кластерного развития
 

Формирование кластерной политики сегодня актуализировано на самых разных уровнях: государства, бизнеса, науки. Где все-таки этот рычаг, позволяющий популяризировать кластерные инициативы?

Существует ошибка в определении понятий. Когда мы слышим «кластерная политика», то ожидаем сложных решений, обязательств, правил.

В первую очередь о кластерах необходимо говорить как об инструментах, а лишь затем ? об их возможностях и кластерной политике. Сегодня мало кто может объяснить, как кластер повлияет на владельца бизнеса, компанию. Возникает большое количество рисков, препятствующих межкластерному взаимодействию. Кластер представляет собой ключевой инструмент социально-экономического развития, позволяющий ускорить внутренние процессы, сделать их более дешевыми, простыми, способствующий принятию большего количества эффективных решений.

Что дает кластер? Здесь стоит говорить от лица конкретного человека. Что я могу получить, находясь на территории кластера: почему лучше вести бизнес в Москве, а не размещать его в Лондоне, Париже или Новосибирске, какие преимущества в ведении бизнеса могут быть в Томске, Самаре, Чебоксарах, Санкт-Петербурге. За счет какой концентрации я могу выиграть, где найти грамотных smart-людей? Следует распределить приоритеты и перестать говорить о кластерной политике. Для того чтобы ее обсуждать, важно разбираться в базовых, первичных понятиях кластера. Мы имеем дело с множеством терминов, которые не можем объяснить. О сложнейшей истории необходимо рассказывать максимально просто. Модель эффективного кластера ? это достаточное количество высококвалифицированных специалистов, необходимое число предприятий, способных создавать больше товаров и сервисов. Потенциал территории кластера также оценивается количеством внешних покупателей, стремящихся разместить здесь заказ.

У нас нет дискуссии о том, хорошо или плохо создавать кластер. Дискуссия строится вокруг того, как осуществлять формирование кластеров.

Может ли кластер быть эффективным инструментом улучшения экономической конъюнктуры, повышения темпов экономического роста?

Возникает риск снижения значимости кластера и привязки его только к локальному развитию.

Кластер ? это всегда глобально конкурентная среда. Не бывает кластеров для внутренних нужд: не хватит ни потребителей, ни ресурсов. Задача кластера ? занять место на глобальной карте мира, чтобы данную территорию ассоциировали с определенной специализацией. К примеру, если я хочу заниматься биотехнологиями ? мне в Томск, IT для бухгалтерии ? в Екатеринбург. В случае с электротехникой есть выбор ? по одним вопросам в Чебоксары, по другим ? в Санкт-Петербург, Екатеринбург или в Самару. Важно соединить механизмы локального развития, помня о большой цели, которая будет привлекать людей. У нас есть патриотизм в отраслях, индустриях. Люди хотят выглядеть достойно на мировом рынке. Основная задача сейчас ? усилить свои команды. На данный момент наша игра строится по принципу «каждый сам за себя». Сейчас важно появиться на мировой карте. Речь идет о крупных объединениях, которые заявляют мировые темы, понимают мега-тренды, умеют не только вписываться в них, но и задавать стандарты. Когда я спрашиваю IT-специалистов, где они хотят получать опыт работы, все единогласно выбирают Кремниевую долину. Это то, что должно происходить. Кластер начинает играть тогда, когда другие ассоциируют конкретный субъект с определенным кругом тем.

Кто они – пионеры кластерного развития?

Они у нас есть. Вопрос в том, как взаимодействуют участники кластера, как они совместно достигают больших целей.

Почему, например, можно говорить о наличии электротехнических кластеров? Они исторически сложились на определенных территориях, где существует большое количество профильных предприятий. Ошибка в том, что мы пытаемся создать новые кластеры, забывая об уже имеющихся ресурсах.

Мы с коллегами работаем над программой «Молодежь и кластеры» в Самарской области, задача которой ? сделать кластеры видимыми и глобальными. Рабочие группы собирают информацию о том, кто сегодня задействован в кластерах.

Правительство Самарской области и, в частности, Заместитель губернатора, Министр экономического развития Самарской области Александр Кобенко активно принимают участие в данной работе. Ведется отбор кластеров для анализа. На первом этапе проводится мониторинг аэрокосмического кластера, заявленного в 14 пилотных проектов, получающих субсидирование от Министерства экономического развития РФ, а также автомобильного и туристического кластеров в Тольятти, IT-кластера в медицине.

В Самаре также есть электротехнический кластер, хотя о нем не знает даже местное профессиональное сообщество. Там существует ключевой якорный игрок – Самарский электрощит, купленный Schneider Electric. Одно из направлений, в котором специализируется кластер, ? наладка. Большое количество аварий, переход на новые технологии энергообеспечения требуют определенных знаний в эксплуатации объектов, а также привлечения специалистов, разбирающихся в разных стандартах, новых smart-людей. Необходимо использовать более быстрые, дешевые отрасли, которые есть в кластерах.

В условиях кризисной ситуации выигрывает объединение, участники которого умеют сотрудничать друг с другом.

Существует огромное количество IT для определенной отрасли. В Израиле, к примеру, особо развиты IT в аграрном бизнесе. В этой связи возникает необходимость в специалистах, разбирающихся в современных технологиях, биологии, ботанике. Их задача ? создать более 50 компаний, которые бы «звучали» на международном рынке в этой отрасли.

Что представляют собой механизмы, позволяющие повысить уровень информированности о составе кластера?

Сейчас необходимо активно работать с профессиональными сообществами внутри кластеров. Они должны узнать друг друга, доверять друг другу, общаться и быть в курсе мировых глобальных трендов, создавать различные формы коммуникации участников кластера. Тогда появятся интересные решения. Но за общением должны следовать конкретные действия, способствующие улучшению жизни людей.

Одним из таких инструментов должно быть введение специализированных предметов в учебных заведениях. К примеру, в России не учат промышленному дизайну. Но любая удачная попытка создания уникального промышленного дизайна ведет к увеличению прибыли. Стоит и вводить отдельные кафедры, и инициировать различные форматы обучения инженеров, и проводить образовательные, информационные, интеграционные программы. В Норвегии компании нефтяной отрасли выбирают ряд аспирантов или научно-исследовательских групп и предлагают им актуальные темы для разработки.

Мы ограничиваемся либо образовательными, либо информационными технологиями, но механизмов сотрудничества гораздо больше. Чем больше самых разных форм будет вводиться в кластерах, тем лучше. К примеру, одним из эффективных инструментов взаимодействия может стать создание сети менторов. Их должно быть много, чтобы существовала возможность выбора. Сильным форматом является нетворкинг.

Сложность также заключается в том, что в кластерах не работают привычные для бизнеса и для власти технологии. Кроме того, непонятно, из какой статьи бюджета необходимо выделять финансирование.

Безусловно, перенести какую-то практику в том виде, в каком она существует, невозможно ? всегда необходима адаптация.

Не стоит забывать, что у нас хорошо развиты научные традиции, школьное образование. Это то, чего нет в Китае, Японии. Необходимо достигать максильных результатов в разных точках.

В целом, тема развития кластеров касается не элитной, закрытой группы людей, как это воспринимается, а широких слоев населения

С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте журнала «Стратегия».

Источник: журнал «Стратегия»

15.01.2014