Приоритеты развития кластеров Самарской области

О достижениях и ключевых направлениях развития автомобильного, аэрокосмического и нефтехимического кластеров  Самарской области в своем интервью рассказал министр промышленности и технологий региона Сергей Безруков

 

  На какой уровень качества сегодня вышла продукция АВТОВАЗа?

 В 2013 году АВТОВАЗ сравнял уровень качества с партнерами по Альянсу — компаниями Renault и Nissan. Сегодня фактический уровень по качеству — 38 ppm (дефектов на 1 млн единиц продукции. — Прим авт.). За последние три года АВТОВАЗ улучшил показатели качества продукции более чем в 10 раз. И сегодня не все региональные поставщики автокомпонентов способны самостоятельно достичь уровня качества, соответствующего требованиям АВТОВАЗа.

По информации АВТОВАЗа, по состоянию на 2013 год заключены договоры на поставку автокомпонентной продукции со 106 предприятиями Самарской области на общую сумму 46,4 млрд рублей, из них 60 партнеров – это предприятия малого и среднего бизнеса. Общее падение объема заказа по сравнению с 2012 годом составило около 10%, или 5,098 млрд рублей.

Сегодня один из приоритетов развития автомобильного кластера региона — создание локализованных производств с участием мировых производителей автокомпонентов. Однако это снижает вероятность попадания в панель поставщиков АВТОВАЗа самарских предприятий, которые давно работают в этом сегменте. В том числе и тех, кто вложил серьезные средства в развитие и повышение качества продукции.

  Как можно решить эту проблему?

 В качестве приоритетного направления повышения конкурентоспособности самарских производителей автокомпонентов мы видим создание совместных предприятий с иностранными производителями. Самарским предприятиям необходимо продолжить работу по поиску возможного сотрудничества с лучшими иностранными производителями автопрома, в том числе с действующими и потенциальными резидентами ОЭЗ — с учетом стратегического направления развития предприятий и АВТОВАЗа совместно с Альянсом Renault-Nissan как основного потребителя.

Нам необходимо максимальное углубление локализации за счет взаимодействия именно с местными поставщиками автокомпонентов. Наша позиция такая: наличие на территории области предприятий с мировыми именами должно быть не целью, а средством повышения конкурентоспособности в отрасли.

  В прошедшем году предприятия самарского аэрокосмического кластера были участниками   XI   международного авиакосмического салона МАКС-2013. С какими результатами они вернулись?

 Как всегда достойно представили наш регион ведущие аэрокосмические предприятия — ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», двигателестроительное ОАО «Кузнецов», «Авиаагрегат», «ЕПК-Самара». Но самарские предприятия не просто еще раз подтвердили, что Самара — ведущий аэрокосмический центр России. Были подписаны важные соглашения, контракты.

Руководство ОАО «Авиакор — авиационный завод» подписало с разработчиком самолета Ан-140-100 (ГП «Антонов») и Харьковским авиационным производственным объединением «дорожную карту» по созданию совместного предприятия. Цель — упростить и удешевить производство новых модификаций самолета Ан-140-100 — прежде всего, повышенной вместимости.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» подписал контракт с Минобороны общей стоимостью в 1,6 млрд рублей на создание бортового комплекса радиоэлектронной борьбы «Хибины-У» для самолетов Су-30СМ. В проекте примет участие самарский НИИ «Экран», специализирующийся на создании средств защиты от управляемых ракет с оптическими головками самонаведения. Кстати, в летной программе салона участвовал серийный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор», оборудованный уникальной лазерной системой защиты от зенитных ракет «Президент-С», разработанной на «Экране».

На МАКС-2013 было подписано соглашение о создании Национального партнерства аэрокосмических и инновационных территориальных кластеров Российской Федерации. Инициатором заключения указанного соглашения выступило правительство Самарской области.

  Доля динамично развивающегося нефтехимического кластера в общем объеме продукции Самарской области превышает 40%. Какие из направлений его развития сегодня можно назвать ключевыми?

 Во–первых, это увеличение объемов добычи нефти в регионе. Во–вторых, крупномасштабная модернизация Новокуйбышевского, Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов и Новокуйбышевского завода масел и присадок, которую ведет НК «Роснефть». В-третьих, создание в городе Новокуйбышевске на площадке нефтехимического холдинга «САНОРС» крупнотоннажного пиролизного производства с последующим получением высокотехнологичных полимеров — фактически крупного нефтехимического комплекса мирового уровня.

В числе ключевых направлений развития кластера — строительство новых высокотехнологичных производств на химических предприятиях Самарской области, где будет выпускаться продукция, конкурентоспособная на мировом рынке. В их числе крупные совместные проекты с зарубежными партнерами на «КуйбышевАзоте» — это строительство новой высокотехнологичной установки аммиака, комплекса производства продуктов разделения воздуха и нового энергоэффективного производства циклогексанона, проекты расширения и модернизации производства на «Тольяттиазоте» и «Тольяттикаучуке».

И, разумеется, такой важный проект, как создание в Тольятти «СИБУР Холдингом» на площадке «Тольяттисинтеза» индустриального нефтехимического парка.

Следует отметить, что в Новокуйбышевске на площадке «САНОРС» также запланировано создание индустриального парка по переработке полимеров в товарные пластмассовые изделия. Схема индустриального парка перспективна — так выстраивают свои производства ведущие мировые производители нефтехимической продукции. Эти наработки будут реализованы и в самарском нефтехимическом кластере.

«Для надежного обеспечения регионального нефтехимического кластера углеводородным сырьем нам необходимо наращивать объемы добычи нефти на территории Самарской области. Эта задача планомерно решается. Если в 2011 году было добыто 14 млн тонн нефти, а в 2013 году планируемый объем добычи — 15 млн тонн, то в 2015 году мы выйдем на уровень в 16 млн тонн. При этом среднегодовой прирост разведанных запасов нефти за последние 5 лет составил 33,5 млн тонн, это в 2,5 раза превышает объем добытой нефти. С 2009 по 2018 год нефтедобывающие компании направят на свое развитие инвестиции в объеме свыше 230 млрд рублей.

С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте газеты «Волжская коммуна».

Источник: «Волжская коммуна»

15.01.2014