Час кластера

Неотъемлемой частью продвижения кластерной политики на федеральном и региональном уровнях стали экспертные обсуждения, проходящие в рамках ведущих дискуссионных мероприятий. По итогам 2013 года официально утвержден ряд законопроектов, созданных на основе решений, выработанных во время проведения экспертных заседаний и круглых столов, в ходе которых были комплексно рассмотрены вопросы развития территориальных кластеров

Так, одним из первых крупных мероприятий, посвященных кластерной политике в России, стал Красноярский экономический форум — 2013 «Россия: новые источники роста», где были обсуждены темы построения Стратегии социально-экономического развития страны на период до 2018 года, а также поиск новых моделей экономического роста, определяющих перспективы внедряемых преобразований. Деловая программа Форума включала панельную дискуссию «Российский опыт формирования и реализации кластерных программ и кластерных проектов», соорганизатором которой выступила Ассоциация инновационных регионов России.

Участники встречи рассмотрели механизмы осуществления и использования кластерной политики в России, в частности, вопросы финансирования основных векторов развития кластеров на федеральном и региональном уровнях, принятия программ реализации пилотных территориальных кластеров, а также провели анализ эффективности проекта по передаче региональным органам власти основных полномочий распределения бюджетных средств между направлениями поддержки кластеров.

В ходе обсуждения комплекса плановых мероприятий по оказанию поддержки региональным центрам кластерного развития особое внимание было уделено вопросу реализации программ формирования устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (МСП), выступающего в роли катализатора по созданию кластеров в субъектах РФ. Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на проекты в области создания МСП, на начало 2013 года составил более 2 миллиардов рублей. Дополнительными источниками финансирования программ развития кластеров могут выступать соответствующие федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа. Важным аспектом реализации программ поддержки кластеров служит использование лучших мировых бизнес-практик, которые должны быть интегрированы в систему. При этом ведение кластерной политики в России должно быть отлично от иностранных аналогов, поскольку основная инициатива создания кластеров исходит со стороны государства. По словам Начальника отдела инновационных проектов Департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Владислава Тарасенко, в российской практике выделяют кластеры, основанные на бывших советских территориально-производственных комплексах, и объекты на базе центров кластерного развития, сформированные при отсутствии инициативы со стороны органов федерального и регионального управления. Идея классификации заключается в разделении объектов по способам и механизмам развития исходя из их типа.

На деловой площадке КЭФ-2013 у регионов появилась возможность вести дискуссию по созданию кластерных программ на экспертном и практическом уровнях с представителями федеральных ведомств, что способствовало выработке общих решений в области развития инновационной деятельности. «Для развития инноваций в России кластерный подход является приоритетным. При этом инициативы по развитию кластеров должны исходить от самих участников кластера, без оглядки на возможные субсидии государства. Дискуссионные встречи, подобные Красноярскому экономическому форуму, призваны аккумулировать такие инициативы», ? сообщил Исполнительный директор АИРР Иван Бортник.

Одним из наиболее перспективных центров популяризации кластерной политики является Самарская область, где в июне 2013 года прошел VII Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика ? основа инновационного развития национальной экономики». На протяжении двух дней Форума мировые эксперты и специалисты в области кластерного развития, представители органов государственной власти и бизнеса обсуждали пути формирования кластерных проектов в регионах РФ, возможности для кооперации региональных кластеров с целью повышения их конкурентоспособности, а также способы поддержки и продвижения отечественных инициатив на глобальном рынке. В ходе круглых столов был намечен ряд преобразований научно-технической и образовательной сфер с целью создания дополнительного механизма, катализирующего развитие кластерного производства. «Кластерное развитие экономики предполагает тесное сетевое взаимодействие бизнеса, научно-образовательных и инфраструктурных организаций в поддерживающей деловой среде и максимально комфортных экономических условиях», ? отмечает Губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В частности, на Форуме было подписано соглашение о создании кафедры инновационного менеджмента на базе Самарского государственного аэрокосмического университета. Заместитель Председателя Правительства, Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко подчеркнул, что необходимость создания кафедры обусловлена подготовкой нового менеджерского звена, способного продвигать инновации на российском рынке. Благодаря проведению Форума многие идеи и проекты, выдвинутые на круглых столах, были отражены в подписанных соглашениях о сотрудничестве между государством и бизнесом.

На XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», прошедшем в конце сентября 2013 года, состоялся круглый стол на тему «От индустриального парка к промышленному кластеру». Главной темой обсуждения стал анализ и выявление факторов, сдерживающих реализацию промышленных проектов на территории России. По словам Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, важную роль в формировании индустриального промышленного сектора страны играют технопарки и кластеры. «Начинать нужно с базовых условий для появления новых предприятий и развития уже существующих», ? отметил спикер. В ходе дискуссионной панели был предложен ряд условий, стимулирующих развитие секторов экономики и выход из стагнации производства. Среди них ? обеспечение доступности кредитных ресурсов и инфраструктуры, поддержка R&D, а также формирование открытых конкурентных рынков сбыта и рациональных производственных цепочек.

Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года подразумевает координацию федеральной и региональной инновационной политики, повышение качества действующих и формирование новых инструментов поддержки разработок на уровне регионов посредством кооперации инновационной, кластерной и образовательной политик. В рамках деловой программы XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России-2013» прошел круглый стол на тему «Стратегии инновационного развития региона: увязка инновационной, кластерной и образовательной региональных политик». Члены экспертной группы рассматривали вопросы эффективного управления элементами системы регионального стратегического планирования, в которой основная роль отведена консолидации мер для определения программы, обеспечивающей активную работу кластеров. «Развитие базовой инфраструктуры должно предшествовать кластерной политике, не смешиваясь с ней, что позволит сфокусировать ресурсы и инструменты на стимулировании кооперационных взаимодействий, позволяющих результативно развивать потенциал каждого участника», ? отметил эксперт Российской кластерной обсерватории НИУ «Высшая школа экономики» Василий Абашкин. В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2013) подписан ряд соглашений между органами государственной власти и представителями бизнеса по осуществлению поддержки ряда кластерных проектов, среди которых создание кластера в Приморском крае. «Наша задача — обеспечить эту «точку роста» необходимой энергетической инфраструктурой. Новые мощности нужны здесь уже сейчас, и я уверен, что подписанный Протокол поможет нам эффективнее решить стоящие перед нами задачи в регионе», ? сообщил Председатель Правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод.

Продвижение государственных инициатив реализуется за счет рационального развития инновационных центров в субъектах РФ. Проведение II Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» способствовало решению задач в области реализации кластерной политики в России. Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на Форуме, стало привлечение иностранных высокотехнологичных производств и бизнеса в российскую экономику. Так, в рамках круглого стола «Инновационные кластеры: как раскрыть рыночный потенциал» зарубежные и российские эксперты делились опытом с коллегами в части построения эффективной системы ведения бизнеса и продвижения кластерной политики. Руководитель Международного кластера плазменных технологий BalticNet-PlasmaTec Александр Швок отметил, что для эффективной работы кластеров необходима всесторонняя государственная поддержка на всех уровнях развития производства, которое должно основываться на сильных территориальных сторонах и региональных преимуществах. «Более стабильны для потенциального инвестора те кластеры, которые строятся по вертикальной схеме, в которой замыкающим звеном является государство», ? сообщил эксперт.

Масштабным событием, определившим вектор дальнейшей реализации кластерной политики, стал «Кластерный саммит: развитие экономики с использованием кластерных технологий», состоявшийся в Москве. Участники мероприятия обсуждали основные организационные вопросы, с которыми сталкиваются сегодня руководители региональных отраслевых кластеров: насколько применим в российской практике опыт зарубежных кластеров, коэффициент эффективности использования кластеров как катализаторов вывода отечественного производства на мировой уровень, а также возможности и достоинства интеграции предприятий региона в инновационные кластеры. Одной из проблем выстраивания работы внутри кластера спикеры выделяют отсутствие коммуникационной связи между субъектами производства. Представители Российской венчурной компании (РВК) на Саммите представили модель интернет-портала кластера, подготовленную совместно с Центром стратегических разработок «Северо-запад» (ЦСР). Руководитель проектного направления ЦСР Артем Калошин рассказал о целях создания единого информационного портала, который станет и площадкой для сбора проектных команд, и послужит визитной карточкой кластера.

Кластеры становятся «локомотивами» отечественного производства, а инвестиции в кластеры способны произвести мультипликативный эффект на рост экономического благосостояния страны. Диалогизированная форма представления идей в области развития кластеров способствует эффективному решению поставленных вопросов с учетом мнения всех сторон, принимавших участие в мероприятиях. Важнейшая задача, как государства, так и бизнеса ? обеспечение поиска актуальных и рациональных ответов на существующие вызовы и устранение «дефектов» в региональных воспроизводственных системах.

Источник: журнал «Стратегия»

14.01.2014