Кадры для кластера в Хабаровском крае будут «ковать» с детского сада?
— Для начала напомню, что в 2012 году по инициативе правительства Хабаровского края у нас был сформирован территориальный инновационный кластер авиа- и судостроения, в состав которого входят 102 организации – участников и партнеров из разных регионов России.
Якорные предприятия кластера располагаются конечно — в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Это, прежде всего, филиал компании «Сухой» — авиационный завод имени Юрия Гагарина (КнААЗ), входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию, а также Амурский судостроительный завод и Хабаровский судостроительный завод, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию. Кроме них, участниками кластера являются три наших ведущих технических вуза: ТОГУ, КнАГТУ и ДВГУПС, на которые, собственно, и ложится основная нагрузка по подготовке высококвалифицированных специалистов.
Сегодня высшее образование в крае получают порядка 70 тысяч студентов. Из них 35 тысяч - по техническим и инженерным специальностям; конкурс при поступлении составляет здесь больше 3 человек на место. Это к вопросу о престижности профессии инженера. Тем не менее, кадров не хватает. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и другие регионы. Получив образование, многие молодые люди либо не работают по специальности, либо уезжают. Если выпускник столичного вуза стремится, например, уехать за границу, то у нас он едет в Москву, в центральную часть России. Ежегодно мы теряем в среднем около 2% активного населения.
Пути решения проблемы известны. Надо: а) вырастить специалиста, б) заинтересовать его и удержать на месте, в) привлечь нового специалиста на территорию.
Другого никто не придумал.
—И каким образом тут поможет кластер?
— Партнеры по кластеру способны, к примеру, реализовать какой-то совместный проект – допустим, строительство жилья для социального найма. Один подъезд возьмет завод, один – университет, чтобы сдавать квартиры своим работникам для их удержания или привлечения новых специалистов. Или другой пример. Работает человек на заводе и однажды оказывается перед неким выбором: продолжать заниматься, чем всегда, делая карьеру на предприятии, либо уйти и создать собственный бизнес? Если он хочет открыть ларек и пивом торговать, - это не наш человек. А если он готов организовать свою производственную компанию, которая будет для завода выполнять часть работ по механообработке, гальванике, электротехнике? В рамках кластера такое возможно, и мы этот путь не должны отрезать человеку. Иначе что он сделает? Уедет и создаст свой бизнес где-то в другом месте, поскольку у него есть жилка менеджера, управленца, хозяина…
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте РИА «АмурПРЕСС».
Источник: РИА «АмурПРЕСС»
26.11.2013