Регионы нуждаются в «умной специализации»

Развитие экономических кластеров в России будет эффективнее, если пойдет по принципу «умной специализации» – выявлению и развитию уникальных инновационных отраслей региона и формированию вокруг них кластеров. Доклад Леонида Гохберга «Роль кластерной политики в инновационной системе Российской Федерации» на Кластерном саммите-2013

 

Практика последних пяти лет показала, что кластеры способны стать «локомотивами» экономического роста во многих российских регионах. Инвестиции в кластеры обеспечивают мультипликативный эффект: как показывает международный опыт, они, подобно магниту, притягивают к себе все новые и новые инвестиционные ресурсы, в том числе из-за рубежа. Кластеры выступают площадками для внедрения передовых технологий, развития инновационных производств, тем самым обеспечивая определенную устойчивость экономики регионов.

К настоящему времени различные меры поддержки кластеров реализуются в большинстве развитых и активно развивающихся стран, что обеспечило им значительный прирост ВВП. В России кластерная политика становится важным инструментом стимулирования инновационного развития в регионах. Вместе с тем, государственные инициативы не всегда оказываются успешными. Кластерам для успешного развития требуется целый комплекс условий и факторов, среди которых – долгосрочное видение перспектив развития, четкий сценарий гибкого реагирования на изменения потребительского спроса, наличие профессионального менеджмента и «потока» новых проектов от его участников.

Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг на Кластерном саммите-2013 выступил с докладом «Роль кластерной политики в инновационной системе Российской Федерации», в котором представил видение кластерной политики в стране.

Разрывы препятствуют инновациям

Дискуссии о диверсификации российской экономики, создании кластеров и запуске инновационных производств, осуществляющих выпуск конкурентоспособной продукции, ведутся постоянно, но результаты на сегодняшний день скромные.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, год от года практически не меняется. В 2012 году их доля составила около 10%, тогда как в западноевропейских странах она достигает 50% и даже выше. Это говорит об относительно низком уровне инновационной активности в стране. Доля новой для рынка сбыта промышленных предприятий инновационной продукции остается на низком уровне – 1,3% в отличие, например, от Германии, Австрии и Нидерландов, где этот показатель в 3-4 раза больше.

Как показывают обследования предприятий, инновационная активность не приносит отечественному бизнесу существенных дивидендов. «Сложившиеся режимы конкуренции ограничивают получение компаниями “вознаграждения” за инновационную активность», – подчеркнул Гохберг. Так, почти половина опрошенных руководителей предприятий обрабатывающей промышленности заявляют, что инновации не играют существенной роли для их коммерческого успеха, и потому тратить длительное время и большие деньги на создание новых продуктов и новые технологии они не готовы.

По мнению Гохберга, сложившаяся ситуация обостряется из-за фрагментированности российской инновационной системы. Если во многих развитых странах существует связанная цепочка из бизнеса, венчурного капитала, университетов, научных организаций и государства, то в России каждый элемент этой цепочки, как правило, функционирует обособленно.

Ученый отмечает сразу несколько таких «инновационных разрывов»:

  • институциональный (бизнес, наука и образование слабо взаимодействуют между собой);
  • отраслевой (растет дифференциация секторов экономики по уровню инновационной активности и технологического развития);
  • региональный (по показателям инновационной деятельности регионы нередко находятся на диаметрально противоположных полюсах);
  • социальный (происходит дискриминация отдельных социальных групп по доступу к инновациям).

«Умная специализация» повысит инновационность регионов

Эксперт полагает, что развитие экономических кластеров в России станет эффективнее, если оно будет следовать принципу «умной специализации». «В ряде зарубежных стран принцип “умной специализации” вырос в концептуальную модель социально-экономической политики. Он нацелен на выявление и развитие уникальных конкурентных преимуществ региона и формирование вокруг них кластеров», – отметил Гохберг.

Поиск уникальной специализации для каждого региона должен быть свой. В том числе регион должен выбрать: идет ли он по пути приоритетного развития поисковых исследований и технологий общего пользования либо совершенствует существующие продукты и технологические процессы. Определение специализации региона должно происходить «снизу вверх», а предприниматели призваны играть в этом процессе самую активную роль. Инициаторами создания инновационных территориальных кластеров могут быть как крупные, так и небольшие компании, НИИ и вузы. Гохберг подчеркивает: не надо сужать рамки – власти могут не только и не столько стимулировать инновации, но и активизировать общие структурные изменения в экономике региона. «Принцип “умной специализации” подразумевает ответы на вопросы о том, что нужно сделать сегодня с учетом имеющихся сильных и слабых сторон, чтобы занять достойное место на рынках будущего, и в каких направлениях развивать существующие отрасли», – отмечает Гохберг.

Не менее важным является дифференциация мер инновационной политики с учетом регионального контекста, а также интенсификация межрегионального взаимодействия посредством содействия трансферу технологий, расширению направлений деятельности местных фирм и включению их в глобальные сети и цепочки создания стоимости.

Не кластеры, а проекты

Усиление региональных кластерных инициатив напрямую воздействует на процесс накопления институциональных изменений, которые, в свою очередь, будут способствовать усилению связанности региональных инновационных процессов, кооперации субъектов производственной, научной и инновационной системы, созданию «инновационного лифта» на региональном уровне.

Смыслом умной кластерной политики, по словам Гохберга, должен стать отбор не столько кластеров, сколько проектов, которые они предлагают. Выбор сильных кластеров не означает выбор сильных совместных проектов. Отсутствие последних не позволяет эффективно развиваться собственно кластерной инициативе. При этом важно вести постоянный мониторинг эффективности совместных проектов и удовлетворенности ходом их реализации со стороны самих участников кластера.

Инерция – бич инноваций

Пилотные кластеры показали: их специализация в России основывается на сложившейся отраслевой структуре, не учитывающей формирующихся конкурентных преимуществ. Многие под инновациями подразумевают, прежде всего, традиционный хай-тек, в то время как за рубежом все большую популярность приобретают кластеры в сфере зеленых технологий, креативных индустрий и пр. В немалой степени причина такой инерционной политики – отсутствие инструментов опережающего выявления протокластеров и интегрированной системы оценки перспектив развития регионов и отраслей. Леонид Гохберг подчеркивает: создание и развитие кластеров – динамический процесс, и здесь важно не упустить новые потенциальные точки роста.

Источник: OPEC.ru

26.11.2013