Мода на кластеры должна быть уместной

Доклад «Барьеры и ошибки начального этапа реализации региональной кластерной политики»  на прошедшем в Москве Кластерном саммите представил эксперт Российской кластерной обсерватории Василий Абашкин. В исследовании речь идет о наиболее распространенных в субъектах РФ ошибках при запуске кластерной политики, снижающих эффективность российских кластеров

Активное развитие производственных кластеров во многих регионах мира обусловлено появляющимися при этом широкими возможностями для экономического роста и рядом положительных мультипликационных эффектов. Мировой опыт подтверждает, что формирование кластерной стратегии является важным шагом в выстраивании полноценной линейки инструментов инновационной политики и свидетельствует о наличии взвешенного долгосрочного подхода государства к комплексному развитию территорий и отраслей экономики. Развитие кластеров направлено на консолидацию усилий представителей бизнеса, науки, образования, деловых ассоциаций при разработке и реализации совместных проектов.

Искусственное навязывание кластеров вредит экономике

«Мода» на кластеры обесценивает их пользу для инновационного и экономического развития региона. Пытаясь кластеризовать все сектора экономики без предварительного определения приоритетов, власти снижают связанность кластеризационных процессов с другими направлениями развития региона.

В России формирование кластерной политики началось в 2007 году. В 2008 году были выработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, а с 2010 года регионам предоставляются субсидии в целях создания и функционирования центров кластерного развития. В 2011 году была принята Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года, а в 2012 году был проведен отбор пилотных инновационных территориальных кластеров. В 2013 году начали реализовываться мероприятия, предусмотренные программами развития пилотных ИТК и региональными программами поддержки кластеров. На эти цели из средств федерального бюджета выделены 1,3 млрд рублей.

Однако активизация мер по развитию кластеров, их излишняя популяризация приводят к размыванию в России самого понятия кластер. По словам Абашкина, кластером сейчас ошибочно называют любое скопление чего-либо, что, конечно, не так. Многие начинания заканчиваются масштабной стройкой, но к созданию цепочки взаимосвязанных производств, выпускающих конкурентоспособную в мировом масштабе продукцию, не приводят.

«Кластерная проблематика стала обязательным элементом стратегических документов, регулирующих региональное развитие. Мы сталкиваемся с попытками одномоментно кластеризовать все сектора экономики, – формулирует проблему Абашкин. – Концепции и программы развития кластеров стали формироваться без предварительного определения приоритетов кластерной политики. В итоге мы получили отсутствие взаимосвязи между кластерной политикой и другими направлениями социально-экономического развития региона, отсутствие диалога с бизнесом, организациями науки и образования». Речь идет об искусственном навязывании инноваций и кластеров без понимания кому и зачем это нужно, без представления решений по реализации задуманных проектов, отметил эксперт.

Кластеры есть, управленцев нет

Абашкин разделил проблемы, существующие на начальных этапах формирования региональной кластерной политики, на два вида: «заложенные» при запуске кластерной политики и проявляющиеся в ходе ее реализации.

К первому типу эксперт отнес следующие ошибки:

  • «обязательность» включения кластерной проблематики в стратегические документы;
  • попытку одномоментно придать импульс развитию всем существующим и потенциальным кластерам;
  • неналаженность доверительного диалога с бизнес-структурами региона;
  • отсутствие четких приоритетов при формировании региональной кластерной политики в целом и недостаточную ее взаимоувязку с другими направлениями социально-экономического развития регионов.

В процессе реализации программ развития кластеров нередко проявляются такие проблемы и ошибки, как:

  • отсутствие значимых стимулов для проявления кластерных инициатив;
  • отсутствие в регионах подготовленной команды, которая будет реализовывать кластерную политику;
  • необходимость финансовой и политической поддержки деятельности центра кластерного развития, соответствующей функциям, которые он должен брать на себя;
  • необходимость участия региональных органов власти в процессе формирования инфраструктуры развития кластера;
  • необходимость согласования кластерных проектов с центрами принятия решений, находящимися вне границ кластера;
  • необходимость качественной проработки внутрикластерных проектов.

Кроме того, в России складывается отчасти парадоксальная ситуация, при которой выявляемые кластеры, потенциально являющиеся точками роста региональной и национальной экономики, не обладают необходимой базовой физической инфраструктурой – транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной. «Очевидно, что без удовлетворения инфраструктурных потребностей сложно ожидать ускоренного достижения кластерами значимых конкурентных позиций, – убежден ученый. – Подобные задачи, по-видимому, следует решать за счет иных программ, а развитие базовой инфраструктуры должно предшествовать кластерной политике, не смешиваясь с ней». Это позволит сфокусировать ресурсы и инструменты на стимулировании кооперационных взаимодействий, позволяющих результативно развивать потенциал каждого участника.

Источник: OPEC.ru

19.11.2013