Инновационную, кластерную и образовательную составляющие региональных стратегий обсудили на форуме в Санкт-Петербурге

Отсутствие целостной системы планирования тормозит экономический рост регионов. Необходимо выстроить слаженную систему стратегического управления, в которой будут скоординированы инновационная, кластерная и образовательная политика, пришли к выводу участники профильного круглого стола  на XII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», завершившегося 22 октября в Санкт-Петербурге

На круглом столе «Стратегии инновационного развития региона: увязка инновационной, кластерной и образовательной региональных политик», состоявшемся в рамках XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», ученые, эксперты и чиновники обсуждали важнейшие элементы системы регионального стратегического  планирования.

Основная цель региональной политики — это обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, сокращение различий между ними по степени доступа граждан к базовым социальным услугам. Набор механизмов и инструментов развития регионов постоянно совершенствуется: это федеральные целевые программы, стратегии социально-экономического развития, схемы территориального планирования. Качество этих документов и их взаимосвязь, когда речь идет об одной территории, имеют принципиальное значение для успешного развития субъекта РФ.

Между тем, отсутствие целостной системы планирования, несовершенство методологических подходов при разработке стратегических документов, недостаточная проработанность механизмов реализации стратегий обходится стране в 2-3% ВВП ежегодно, подсчитали эксперты.

Инновации помогут выйти из кризиса

«Сложно выработать для всех субъектов единые рекомендации и стратегии, однако очевидно, что стратегическое планирование, учитывающее специфику региона, абсолютно необходимо, — добавил замдиректора департамента инновационного развития Минэкономразвития России Павел Рудник. — В зарубежной практике такие стратегии в качестве программных документов существуют уже 20-30 лет. И именно они направляют развитие в инновационное русло».

Сейчас все регионы ощущают на себе негативное воздействие от замедления экономики и испытывают сложности в сфере бюджетной обеспеченности, отметил Рудник. «Для ускорения темпов роста экономики в мире традиционно используются инновации», — напоминает завотделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Голанд. В тоже время в региональном планировании в России роль стратегии инновационного развития все еще недооценена. «Часто под инновациями подразумевают появление новых отраслей и предприятий, однако эффект от внедрения инноваций в уже имеющихся, традиционных отраслях гораздо выше, чем от создания новых», — подчеркнул Голанд.

Деньги кластеров тратятся на инфраструктуру

Кластеры широко распространены в качестве инструмента развития инноваций на региональном уровне, отметил старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Василий Абашкин. Они направлены на консолидацию усилий «местных» игроков  — представителей бизнеса, науки, образования, деловых ассоциаций — при разработке и реализации совместных проектов.

Однако активизация мер по развитию кластеров, введение своего рода «моды» на кластеры привела к размыванию в России самого понятия кластер. «Кластерная проблематика стала обязательным элементом стратегических документов, регулирующих региональное развитие. Мы столкнулись с попыткой одномоментно кластеризовать все сектора экономики, — формулирует проблему Абашкин. — Концепции и программы развития кластеров стали формироваться без предварительного определения приоритетов кластерной политики. В итоге мы получили отсутствие взаимосвязи между кластерной политикой и другими направлениями социально-экономического развития региона, отсутствие диалога с бизнесом, организациями науки и образования». Речь идет об искусственном навязывании инноваций и кластеров без понимания кому и зачем это нужно, без представления решений по реализации задуманных проектов, отметил эксперт.

По словам Василия Абашкина, в России складывается отчасти парадоксальная ситуация, при которой выявляемые кластеры, потенциально являющиеся точками роста региональных и национальной экономики, не обладают необходимой базовой физической инфраструктурой — транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной. «Очевидно, что без удовлетворения инфраструктурных потребностей сложно ожидать ускоренного достижения кластерами значимых конкурентных позиций, но подобные задачи, по-видимому, следует решать за счет иных программ, а развитие базовой инфраструктуры должно предшествовать кластерной политике, не смешиваясь с ней, — убежден ученый. — Это позволит сфокусировать ресурсы и инструменты на стимулировании кооперационных взаимодействий, позволяющих результативно развивать потенциал каждого участника».

ИсточникиOPEC.ruXII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему»

29.10.2013