Игорь Орлов: «Мы хотим максимально вовлечь в работу кластера всю экономику региона»

О том, как собираются реализовывать кластерную политику в судостроении, корреспонденту журнала «Северо-Запад: стратегия партнерства» рассказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов

 

 Игорь Анатольевич, в области, вроде бы, и так достаточно серьезных судостроительных предприятий. Что же нового принесет создание кластера?

— Согласен с тем, что Северодвинск и сегодня — центр атомного судостроения, центр интеллектуального кораблестроения страны вообще. И все же этого недостаточно. Нужно не только постараться собирать здесь все самое ценное, что есть в судостроении России. Мы хотим максимально вовлечь в работу кластера всю экономику региона. Технопарки, создающиеся рядом. Строительство, которое неизбежно потянется сюда, когда начнется увеличение занятых предприятиями кластера территорий. Коммуникации, связь, систему обучения и подготовки кадров в Северном (Арктическом) федеральном университете. Даже новые современные магазины, даже свежие продукты, произведенные и выращенные в Архангельской области. Это все и есть настоящий кластер!

Каждый кластер — это точка роста. Создавая его, государство говорит: вот перед вами некая вершина айсберга. Располагающиеся на ней предприятия обеспечены соответствующим объемом государственных заказов, у них есть стратегия развития. Пожалуйста, включайтесь в работу, предлагайте свои решения для того, чтобы участвовать в общем проекте.

Если вы хотите максимально быстро и качественно достичь поставленных перед кластером целей, вам необходимо структурировать его сверху донизу, по всем отраслям экономики. Это позволит тем, кто находится в нижней части пирамиды, понимать, ради чего они работают, видеть конечную цель. Люди будут осознавать, что их задача – не просто выпустить определенную продукцию. Что они совместно работают над достижением общего положительного результата стратегического масштаба.

 Как выглядит кластер в настоящее время?

— Основными его участниками являются якорные резиденты — ведущие компании отрасли (ПО «Севмаш», ЦС «Звездочка», СПО «Арктика»), научные и образовательные организации (в первую очередь, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова) и органы государственной власти и местного самоуправления Архангельской области.

В настоящее время сформирована система управления кластером. Оператором выступает региональное министерство экономического развития и конкурентной политики. Для решения стратегических задач создан Совет судостроительного инновационного территориального кластера.

Основное предназначение судостроительного кластера — создание сложных морских комплексов, их обслуживание, научное сопровождение и обеспечение кадрами. Для более интенсивного его развития была разработана специальная программа. Ее цель — повышение конкурентоспособности и экономического потенциала судостроительных предприятий и судостроительной отрасли России.

 Какие направления работы вы видите в качестве основных для архангельского судостроительного кластера?

— Он призван сыграть важнейшую роль в освоении Арктики. Архангельская область является стратегическим плацдармом для освоения углеводородных месторождений на этой территории. По оценкам крупнейших компаний, имеющих месторождения на шельфе севера России, Дальнего Востока и Каспия, освоение континентального шельфа потребует к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн т нефти и до 160 млрд куб. м. газа в год. Сюда нужно добавить еще необходимую инфраструктуру обслуживания.

При этом для проведения работ в тяжелейших условиях арктических морей необходимо использовать самые передовые технологии. На сегодняшний день наиболее подготовленными для обустройства месторождений нефти и газа на арктическом шельфе в России являются предприятия судостроительного кластера, расположенные в Архангельской области. Они имеют производственные мощности и подготовленный кадровый состав для строительства крупных наукоемких объектов (морские платформы, специализированные суда), а также атомных ледоколов.

С полным текстом интервью можно ознакомиться на страницах журнала «Северо-Запад: стратегия партнерства» №3 сентябрь 2013г.

Источник: журнал «Северо-Запад: стратегия партнерства»

25.10.2013