Калининградский автомобильный кластер – реальность

Президент компании «АВТОТОР-Холдинг» Валерий Драганов рассказал о масштабном проекте по созданию кластера полнопрофильных автомобильных производств в Калининградской области, его влиянии на развитие экономики региона и вкладе в стратегический проект новой индустриализации

Как возникла идея такого масштабного проекта?

Валерий Драганов: Путь АВТОТОРа — создание совместно с нашими зарубежными партнерами — BMW, GM, KIA, Hyundai и Subaru и др. кластера полнопрофильных автопроизводств на беспрецедентно большой площади — свыше 1000 га. Мы планируем построить пять автомобильных заводов полного цикла производства мощностью не менее 250 тысяч автомобилей в год. А также 16 новых заводов по производству автокомпонентов, которые пойдут не только на собственное производство, но и другие российские и зарубежные рынки.

Это только то, что касается основного производства. На территории кластера будут также созданы международный учебно-образовательный комплекс, международный научно-технический (инженерный) и испытательный центры.

При этом надо понимать, что проект кластера — это реальный вклад в экономику региона, решение проблемы занятости населения. Ведь появится до 27 тысяч новых рабочих мест. А уровень заработной платы будет примерно на треть выше, чем в среднем по региону.

Недавно правительство дало четко понять, что бюджет будет урезаться. Причем, как  утверждают эксперты, как раз в части госпрограмм. Вы видите в этом угрозу для реализации планов компании?

Валерий Драганов: Действительно, снижение бюджетных расходов может негативно сказаться на многих крупных инвестиционных проектах, в том числе и регионального уровня. Особенно тех, которые находятся в активной стадии реализации. Схема софинансирования нашего кластера сейчас обсуждается с правительством РФ. Мы, например, предлагаем использовать такую модель финансирования ГЧП, как TIF (Tax Increment Financing). Суть ее в следующем. АВТОТОР принимает на себя обязательства по строительству объектов инженерной и социальной инфраструктуры — это автодороги, объекты газо-электро-тепло-водоснабжения, водоотведения, школы, детские сады, больницы, поликлиники и т.д. Далее передает построенные объекты в государственную или муниципальную собственность, а свои затраты возмещает в виде субсидий из федерального бюджета за счет увеличения объема налогов от созданных производственных мощностей.

Этот подход выгоден для всех: для государства — не отвлекаются бюджетные средства и возникают в будущем дополнительные доходы, для региона — новые рабочие места, сохранение и увеличение темпов роста промышленности.

Таким образом, используя с 2013 по 2016 год собственные и привлеченные средства для строительства инфраструктурных объектов и в последующем компенсировав вложенные средства за счет субсидий в объеме, не превышающем дополнительных поступлений в бюджеты от вновь созданных производств, компания может решить проблему стабильного и своевременного финансирования строительства объектов инфраструктуры, которые позволили бы вводить в эксплуатацию объекты кластера в плановые сроки. Кстати, данная схема может быть использована и для других проектов, например ЧМ-2018.

С учетом существующих договорных обязательств и правовых оснований можно с уверенностью говорить о том, что наш проект имеет серьезное значение для реализации президентского курса новой индустриализации.

И в этом смысле у меня нет причин сомневаться, что и правительство РФ, и правительство области  рассматривают создание кластера как один из проектов важнейших для развития экономики области в долгосрочной перспективе.

С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте российского информационного агентства «Регионы России».

Источник: Регионы России