Федеральная государственная программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» предусматривает создание территориальных инновационных кластеров
В рамках совершенствования структур ракетно-космической отрасли уже созданы и действуют два инновационных кластера. Это аэрокосмический кластер Самарской области на базе ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (координирует его специально созданное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив») и кластер спутниковых инновационных технологий в городе Железногорске Красноярского края на базе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева. Сейчас идет реализация их программ.
Кроме этих двух уже действующиих кластеров начато формирование третьего ? технополиса «Новый Звездный» на базе ОАО «Протон ? пермские моторы».
В ближайшее время планируется создание еще трех кластерных структур ? в Королеве Московской области на базе ОАО «РКК «Энергия», в Пензе на базе НИИФИ и в Воронеже на базе ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» совместно с ОАО «ВМЗ».
Более подробно об особенностях таких структур корреспондент ТПП-Информ побеседовал с начальником отдела инновационных проектов и развития космических услуг управления стратегического планирования и целевых программ Роскосмоса Михаилом Симоновым.
? Михаил Петрович, по какому принципу создаются эти космические кластеры? Кто определяет необходимость их создания?
? Драйвером этого процесса выступает Минэкономразвития. Потому что они ведут такие направления, по которым предполагается целевое финансирование. Но при этом во главу угла ставятся два основных условия. Во-первых, головное (или якорное) предприятие должно иметь свою программу инновационного развития. Этот документ также утверждается Минэкономразвития. В такой программе должен быть некий пилотный проект, который представляется новаторским если не на мировом (а это требование министерства) то, во всяком случае, на федеральном уровне. Это основное условие.
А второе заключается в том, чтобы этот инновационно-территориальный кластер поддерживался местной властью. В нашем случае это может быть как муниципалитет, так и правительство субъекта федерации. Кстати, деньги на этот кластер выделяются субъекту. И правительство региона или руководство населенного пункта со своей стороны тоже вносят средства на его развитие.
Заявка на кластер подается от субъекта. В ней реализуется смычка «территория ? промышленность». Формирует ее либо сам субъект, либо муниципалитет, на территории которого находится это предприятие. А финансирование из федерального бюджета идет на инфраструктуру ? дороги, тепло и т. п. Сейчас, по-моему, открыто даже финансирование жилья для специалистов.
? А где в этой цепочке интерес Роскосмоса?
? Для Роскосмоса удобно, если с него снимается головная боль по внутрикластерной кооперации. Не нужно заниматься проблемами головного предприятия, не связанными напрямую с производством. Такие вопросы, как размещение специалистов, ЖКХ, дороги, освещение ? все это решается внутри кластера.
Во-вторых, координатор кластера регулирует и те предприятия, которые не входят в структуру Роскосмоса и ему не подчиняются. Но они попадают в кластер для обеспечения деятельности головного предприятия и всех предприятий, которые входят в головную цепочку. Вот тут и начинается работа управляющего органа кластера как системного центра управления этим процессом.
? То есть, Роскосмос в этом случае освобождается от несвойственной ему деятельности и занимается только своей прямой работой?
? Да, заказами и определением стратегии.
Напомним, что 30 июля 2013 г. в Высшей школе экономики по инициативе сотрудников Российской кластерной обсерватории (РКО) прошел научно-практический семинар «Кластерный подход — новый драйвер инновационного развития российской космической промышленности». Его участники обсудили первоочередные действия по созданию инновационного территориального кластера космических технологий в Московской области.
Источник: ТПП-Информ