Кластер-класс по-нижегородски

Каковы первые результаты кластерной политики правительства Нижегородской области и какие перспективы открывает этот вектор развития экономики региона, выяснил «Ъ-Review»

Активизация работы правительства Нижегородской области по созданию промышленных и научно-производственных кластеров пришлась на 2011 год. Так, в октябре 2011 года правительство области, «Группа ГАЗ» и ее основной акционер «Русские машины» заключили соглашение о комплексном развитии автомобильного кластера на территории региона. Тогда же было подписано соглашение с Холдингом СИБУР о создании нефтехимического промышленного кластера в Дзержинске. Кроме того, в августе 2011 года госкорпорация «Росатом» заявила о намерении сформировать в закрытом городе Сарове пилотный инновационный научно-производственный кластер на базе Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) и технопарка «Система-Саров». В прошлом году в рамках Международного бизнес-саммита в регионе было подписано соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией о создании авиастроительного кластера на площадке нижегородского завода «Сокол». Тогда же были проанонсированы намерения о реализации проекта биомедицинского кластера на базе ННГУ им. Лобачевского. 

Параллельно с кластером, развитие которого курируется правительством Нижегородской области, в регионе создаются производственные образования и с федеральной поддержкой. Это саровский инновационный кластер на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ и технопарка «Система-Саров», а также биомедицинский кластер на базе ННГУ.

Саровский инновационный территориальный кластер единственный в Нижегородской области вошел в список 14 территориальных кластеров, которые получают господдержку, направленную на развитие инфраструктуры и окружающей территории.

Сейчас в кластер входит порядка 30 предприятий, включая РФЯЦ-ВНИИЭФ, резидентов технопарка и инновационные предприятия в Сарове. Среди сфер деятельности этих организаций — компьютерное моделирование, информационные технологии, промышленное и научное приборостроение, энергоэффективность и лазерные технологии.

Что касается биомедицинского кластера, то за три года в его создание из разных источников планируется направить порядка 1,5 млрд руб. «Кластер включает в себя весь цикл производства продукта — от идеи до внедрения и дальнейшей продажи», — рассказывает ректор ННГУ Евгений Чупрунов. Ядром научной составляющей кластера стал новый НИИ живых систем в ННГУ, открывшийся в 2012 году.

В целом и сами инвесторы, и эксперты кластерную политику, проводимую правительством региона, оценивают положительно. «Это одна из важных форм поддержки. Хотя, конечно, не на все хватает денег и законодательных инициатив на федеральном уровне. К примеру, наши инноваторы давно рассчитывают на помощь в получении патентов: патентование за рубежом стоит очень дорого, и никакой вуз массово патентовать там свои результаты просто не в состоянии. ­Область на своем уровне помогает нам как советами, так и лоббированием наших интересов, и мы иногда этим пользуемся», — отмечает Евгений Чупрунов. «Развитие кластеров и индустриальных парков — путь к наиболее рациональному использованию возможностей существующих площадок и новых технологий. Концентрация финансового, производственного и интеллектуального капитала, взаимодействие между хозяйственными субъектами, работающими в периметре кластера, в итоге приводит к интенсивному обмену идеями, товарами и услугами», — уверен генеральный директор ИП «Ока-Полимер» Сергей Чернышев

По мнению директора московского нефтегазового центра компании Ernst&Young Дениса Борисова, кластерный подход действительно позволяет оптимизировать логистику поставок, производственные издержки. «Мировой опыт показывает обоснованность такого подхода: к примеру, нефтехимический бум на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии происходил именно внутри созданных кластеров. Однако создание кластеров не является панацеей без других практических шагов со стороны государства», — подчеркивает эксперт. 

В свою очередь вице-президент группы инфраструктурных проектов компании Trefin Ventures Евгений Глумовнапоминает, что активная кластерная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности региона.

С полным текстом материала можно ознакомиться на сайте издательского дома «Коммерсантъ».

Источник: Коммерсантъ Приволжье