• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» предусматривает взаимодействие отрасли с инновационными территориальными кластерами

Из интервью заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрия Слюсаря корреспонденту Российской газеты на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013, который сегодня начинает работу в подмосковном Жуковском

? В авиапроме все меньше молодых профессионалов. За 10 лет доля 30-40-летних сократилась с 32 до 18 процентов.  

Слюсарь: Проблема нехватки квалифицированных кадров при избытке персонала очень остра. Во многом причина в уровне зарплат. Многие годы прием молодых специалистов был ниже, чем потребности отрасли. Лишь в прошлом году количество выпускников вузов, нашедших работу в области авиации, впервые превысило кадровый запрос. Развитию человеческого капитала в авиастроительной отрасли (гранты студентам, субсидии на повышение квалификации и обучение за границей) посвящен один из разделов госпрограммы. Кадровая тема обсуждалась в Общественной палате в контексте создания центров переподготовки рабочих, специалистов, высшего кадрового состава. Важно также интегрировать ресурсы для межотраслевого взаимодействия с Министерством образования и науки РФ. 

? С этого года государство намерено развивать инновационно-промышленные территориальные кластеры. Среди них есть авиационные? 

Слюсарь: В списке из 25 кластеров четыре, а именно кластеры в Самаре, Ульяновске, Перми и Хабаровске, имеют авиационную специализацию. 

Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» предусматривает взаимодействие отрасли с этими кластерами по пяти основным направлениям: диверсификация поставщиков, развитие малого бизнеса, реализация перспективных проектов промышленности, развитие человеческого капитала в отрасли, содействие развитию отраслевой науки. В части диверсификации будут сформированы парки поставщиков отдельных компонентов авиационной промышленности на уровне мировых аналогов. Например, в рамках инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области планируется производство шасси и гидроприводов. В научно-образовательно-производственном кластере «Ульяновск-Авиа» ? композитных материалов и инновационной авионики. В инновационном территориальном кластере двигателестроения «Технополис «Новый звездный» ? компрессоры, микрогазотурбинные энергетические агрегаты. Есть в кластерах ниша и для малых предприятий, оказывающих услуги по аутсорсингу для крупных якорных предприятий кластера. Это должно стать важным шагом к созданию системы поставщиков компонент, о важности которой я говорил ранее. 

Некоторые перспективные проекты отрасли предусматривается локализовывать тоже в кластерах. Например, двигатель ПД-14 ? производить в кластере «Технополис «Новый звездный». SSJ и ПАК ФА ? изготавливать в Хабаровском крае. Новую авионику ? в научно-образовательно-производственном кластере «Ульяновск-Авиа». Кстати, территориальная близость научно-исследовательских организаций к предприятиям промышленности в рамках кластеров простимулирует ускоренное развитие отраслевой науки. Например, научно-исследовательские работы по приоритетным направлениям развития авиационных технологий (а это предусматривает госпрограмма) можно сконцентрировать в ульяновских филиалах ВИАМ, НИИАТ, Института авиационных технологий и управления. 

ИсточникРоссийская Газета