Надежда российского автопрома

В Татарстане будет создан уникальный научно-исследовательский центр автомобилестроения

Заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов, в ходе визита в Татарстане ознакомился с проектом комплексного инжинирингового центра автомобильной промышленности, который создадут на базе Камского инновационного кластера, находящегося под Нижнекамском. 

Рассмотрев проект, Иванов попросил предоставить детальную структуру потенциальных инвестиций со стороны автопроизводителей и доходности инжинирингового центра в Министерство финансов. 

«Софинансирование развития инжиниринговых центров является одним из направлений, по которым инновационным кластерам может предоставляться поддержка, - говорит старший научный сотрудник ИСИЭЗ, Высшей школы экономики, Российской кластерной обсерватории Василий Абашкин, - по всей вероятности, заявка Татарстана станет одной из наиболее весомых в общем пакете». 

Проект по созданию инжинирингового центра как научно-исследовательского полигона, разработок и испытаний для легковых и грузовых автомобилей был разработан в прошлом году «КАМАЗом». Инжиниринговый центр, по замыслу разработчиков проекта, должен стать площадкой для различных автопроизводителей России, и для зарубежных компаний, которые имеют здесь собственные производства. Консолидация научного, образовательного и производственного потенциала при финансовой поддержке государства должна обеспечить реализацию инновационных проектов автомобильной промышленности России. 

«В инжиниринговом центре можно будет проводить высокотехнологичные разработки для автомобилей, тестировать новые металлы при создании двигателей, разрабатывать новые коробки передач, гибридные формы машин, — рассказывает руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев, — в России сейчас нет центра, который мог бы объединить усилия автопроизводителей в области научных разработок». Афанасьев отмечает, что собственный научно-технический центр завода не закроется после создания инжинирингового центра: «Наша цель в данном случае – это концентрация усилий в глобальных разработках, и работа в интересах всего автопрома России». 

Другой татарстанский автопроизводитель, компания «Форд Соллерс Елабуга», в реализации проекта инновационного центра пока принимать участия не собирается. «Мы сейчас активно работаем с КФУ, в рамках этой работы предполагается возможность создания в будущем совместных лабораторий, проведения совместных исследований — участия «Соллерс-Елабуга» в других проектах пока не предполагается», - сообщил пресс-секретарь компании. 

Предполагается, что общая площадь инжинирингового центра составит около 9,5 тыс. кв. метров, из них 6,5 тысяч будут отведены на лабораторно-исследовательские площади, а 3 тысячи под офисные помещения. Планируется, что в центре будет работать около 450 сотрудников, которые будут соответствовать мировому уровню подготовки. По сообщению пресс-службы Президента РТ стоимость строительства центра — 14,5 миллиардов рублей, срок создания ориентировочно может занять четыре года. Финансирование должно быть обеспечено инвестициями автопроизводителей, а также из республиканского и федерального бюджетов. 

Также сообщалось, что проект инжинирингового центра поддержал Президент РФ Владимир Путин. «Безусловно, и это направление деятельности поддержим — потому что от того, как оно будет развиваться, будет зависеть не только конкурентоспособность предприятия, но и развитие нашей автомобильной промышленности в целом», — сказал Путин, ознакомившись с проектом. 

«Сектор инжиниринговых услуг на настоящий момент недостаточно развит в России, — говорит Василий Абашкин, — существующие научные центры зачастую неспособны оказывать качественные инжиниринговые услуги в силу ряда причин: отсутствие профильных специалистов, оборудования, инфраструктуры». Говоря о развитии специализированного инжиниринга в сфере легкового и грузового автомобилестроения, ученый отметил, что его локализация в Камском кластере вполне оправдана, так как создание подобного центра может стать еще одним конкурентным преимуществом Татарстана, демонстрирующего значительные успехи в развитии инновационной деятельности. 

Источник: KazanFirst