Калуга создает образцовый кластер

В 2005 году Анатолий Артамоновнаписал небольшую заметку в Московскую газету о том, что Volkswagen хочет начать делать машины в России. Он написал компании письмо. С этого письма бывший управляющий фермы, а ныне губернатор Калужской области, начал процесс, который превратил город в процветающий центр автомобильной промышленности. О том как обстоят дела у одного из ведущих российским автокластеров в материале информационно-аналитического интернет-издания

«Изначально Volkswagen выбирал среди 8 регионов России, мы же дошли до финальной двойки», — рассказывает Артамонов. «Главным соперником был Ярославль, но выбрали нас».

«Это, по сути, было нашей мечтой — привлечь производителей автомобилей, ведь это возможности гораздо более высокого уровня технологий и инжиниринга».

Еще до того, как Volkswagen сделал публичное заявление о своих намерениях насчет Калуги, Volvo Trucks также выбрали этот регион в качестве главной производственной площадки в России.

Все были вовлечены в быстрорастущий автомобильный рынок России, который уже мог посоревноваться с Немецким, самым крупным в Европе. В 2012 году Россияне купили 2,9 миллионов машин (на 11% больше предыдущего года).

В кризисной Еврозоне, например, дела обстоят по-другому. Продажи в Италии и Франции упали по сравнению с прошлым годом на 22% и 12% соответственно.

В то же время плотность автомобилизации в России примерно наполовину меньше чем во Франции и Германии. А так как наша официальная статистика (честно-честно) утверждает, что доходы россиян продолжают расти, Россия является хорошим рынком сбыта автомобильной продукции.

Несмотря на резкое снижение в 2009 году, темпы роста в Росси остаются нормальными (вообще есть такое мнение, что если бы мы оставались за «железным занавесом», а не выбрали путь интеграции в мировую экономику, то в нынешней кризисной ситуации России было бы не о чем беспокоиться).

500 тысячный калужский производитель VW оставил площадку в прошлом ноябре, всего через 4 года после открытия. Этот кластер из 3-х автомобильных площадок и 25 поставщиков создал 12 000 рабочих мест в регионе, где производство советского времени практически было сведено к нулю.

В прошлом году PCMA (совместное производство Peugeot-Citroen и Mitsubishi) наняли 1 000 новых работников (всего 2 900), и менее 10% из них составляют французы и японцы.

Компания начнет производство четырех новых моделей в течение 12 месяцев. В 2014 году планируется к производству 125 000 машин в год, по сравнению с 80 000 этого года.

«Главное преимущество Калуги в том, что его администрация сильно ориентирована на бизнес», — говорит Джейн-Кристоф Маршал, главный менеджер PCMA.

В прошлом месяце Volvo открыли новую площадку по производству экскаваторов, а к концу следующего года планируется запуск производства кабин для грузовиков.

«Получается крайне полезный эффект синергии, когда целый кластер производителей создает единый регион», — рассказывает Петер Андерсон, генеральный директор Volvo в России.

«Администрация Калуги отлично разбирается в автомобильной продукции, и нам, конечно же, приходится конкурировать с определенным количеством поставщиков. Но с другой стороны, крайне удобно иметь одно расположение. Здесь отлично налажена коммуникационная система с Москвой, и мы можем поставлять необходимые компоненты через Беларусь».

По словам Тима Уркьухарта, главнаго аналитика в IHS Automotive, подобные кластеры, когда поставщики находятся в непосредственной близи к производству — это будущее автомобильной промышленности. Так набирается критическая масса профессиональных работников, что дает существенные преимущества компании.

По схожим факторам был создан процветающий кластер в Санкт-Петербурге, где Ford, Toyota, General Motors, Nissan, Hyundai и Scania все имеют свои фабрики. В конце прошлого года Автотор  (российский производитель) и Magna (канадский производитель автозапчастей) объявили о планах инвестировать $3 миллиарда для создания к 2018 году амбициозного автомобильного кластера в Калининграде по производству примерно 250 000 автомобилей BMW, GM и Kia в год.

Пока каждый кластер в Восточной части России еще должен пройти длинный путь до того, как сможет догнать отечественных гигантов ГАЗ и АвтоВАЗ в индустриальных центрах Нижнем Новгороде и Тольятти.

С замедлением российской экономики появились опасения, что автомобильный рынок также пострадает. Автомобильные продажи снизились на 12% с мая этого года. «Ожидания относительно автомобильного рынка в России в 2013 году оказались выше реальной ситуации», — говорит Маршал.

Но несмотря на все сомнения, а также тот факт, что Россия теперь стала членом Всемирной Торговой Организации производители продолжают наращивать свои инвестиции, в основном благодаря российскому автомобильному «аппетиту» и вере в безграничность наших ресурсов.

Таким образом, подобное лидерство Калужской области не только создает рабочие места в регионе, но и в целом повышает его привлекательность для жизни. Более того, другие регионы начинают перенимать положительный опыт Калуги.

Источник: Вовремя:ру