Вопросы «регионализации» инновационной политики обсудили в Астане

19 апреля 2013 года в Астане прошел семинар, посвященный развитию инновационных систем в регионах. Старший научный сотрудник ИСИЭЗ Евгений Куценко выступил с докладом, в котором изложил основные принципы запущенной в прошлом году программы поддержки пилотных инновационных кластеров в субъектах РФ

Казахская повестка Семинар был организован Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан, Национальным агентством по технологическому развитию и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН). Открыл мероприятие Асет Исекешев, заместитель премьер-министра — министр индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В числе докладчиков были представители центральных и региональных органов власти, а также институтов развития Казахстана, национальные и мировые эксперты, в частности, Хосе Паласин (Jose Palacin), возглавляющий отдел инновационной политики в Комитете по экономическому сотрудничеству и интеграции ЕЭК ООН, президент европейского подразделения Международной ассоциации научных (технологических) парков Хосеп Микель Пике (Josep Miquel Pique) и Томас Шталекер (Thomas Stahlecker), руководитель исследовательского отдела «Регионы и кластеры» Фраунгоферовского института системных и инновационных исследований (Германия). 

Как следовало из презентации рабочей версии методологии развития инновационных систем в регионах республики, с которой выступил Каныш Тулеушин — вице-министр индустрии и новых технологий, в Казахстане уже достаточно много объектов инновационной инфраструктуры (7 технопарков, 4 центра промышленного дизайна, 15 офисов и 2 центра коммерциализации технологий, 2 центра трансфера технологий, ОЭЗ «Парк инновационных технологий»). Введен инструмент софинансирования частных венчурных фондов, активно используется механизм инновационных грантов. Их, в частности, выдает открытое в 2012 году Национальное агентство по технологическому развитию (в его арсенале 9 различных видов грантов). Оно функционирует как единый оператор для всех объектов инновационной инфраструктуры Казахстана и как государственный венчурный фонд, финансирующий частные венчурные фонды. Агентство также напрямую инвестирует деньги в частные проекты. 

Между тем, сформированная в Казахстане централизованная система стимулирования инноваций имеет и ряд недостатков. 

Во-первых, проекты, инициируемые центром, в недостаточной степени поддерживают власти регионов, которые, по сути, «выключены» из инновационной политики. Они не управляют инфраструктурными объектами, ограничены в способах и объемах поддержки хозяйствующих субъектов, не имеют четких KPI в сфере стимулирования инноваций. 

Во-вторых, различные меры поддержки инновационной деятельности между собой слабо связаны, объекты инновационной инфраструктуры работают несогласованно, региональная специфика, потенциал и стратегии местных фирм и университетов учитываются минимально. 

Для решения этих проблем казахское правительство намерено предпринять ряд мер:

  •  создать операторов инновационной политики в регионах (аналог агентств регионального развития), передать им отдельные полномочия национального правительства, в том числе контроль над деятельностью технопарков (при этом часть технопарков перейдет в непосредственное управление таким операторам, часть — особым экономическим зонам, часть — университетам и будет преобразована в научные парки); 
  • обеспечить согласованность национальных и региональных мер стимулирования инноваций; 
  • сформировать несколько сильных кластеров, которые должны будут объединить локальных игроков (фирмы, университеты и объекты инновационной инфраструктуры) в рамках единой стратегии развития. 

Успешная реализация поставленных задач зависит от степени вовлечения региональных органов власти и местных сообществ в разработку и осуществление инновационной политики, а также от того, насколько меры господдержки со стороны национального правительства (прежде всего ее объемы и направления) будут дифференцированы с учетом потенциала и перспектив развития каждого региона. Такая децентрализация и «кастомизация» носит название стратегии разумной специализации

Именно установкой на «регионализацию» инновационной политики государства и выработки новых подходов объяснялось участие в семинаре заместителей руководителей большинства регионов Казахстана. Каждый из них сформулировал свою позицию по вопросу стимулирования инноваций и прокомментировал презентованную рабочую версию методологии развития региональных инновационных систем. Выступили также представители институтов развития и национальных министерств. Между региональными и национальными чиновниками завязалась достаточно острая дискуссия о распределении полномочий и ответственности — фактическом и желаемом. Нельзя сказать, что был достигнут полный консенсус на тему того, кто же все-таки должен приложить основные усилия и выделить соответствующие бюджеты, но сам факт открытого разговора — очень важный шаг к согласованию подходов. 

 Мировые ориентиры развития регионов 

Зарубежные эксперты, приглашенные ЕЭК ООН, обрисовали различные схемы стимулирования инноваций в регионах. Самые общие принципы эффективного государственного участия в этих процессах наметил Хосеп Микель Пике, президент европейского подразделения Международной ассоциации научных (технологических) парков. Томас Шталекер из Фраунгоферовского института системных и инновационных исследований рассказал об опыте федеральных программ по поддержке кластеров в немецких землях. 

На семинаре был представлен обзор инновационного развития Республики Казахстан, подготовленный экспертами ЕЭК ООН (аналогичные проекты реализованы для Украины и Беларуси). 

 Российская поддержка 

Евгений Куценко изложил основные принципы программы поддержки пилотных инновационных кластеров в России, запущенной в прошлом году. Эксперт обозначил 5 ориентиров для перестройки инновационной политики государства, предусматривающих усиление роли региональных акторов и органов государственной власти и направленных на совершенствование системы управления инновационным развитием в субъектах РФ. 

1. Формирование кластерной инициативы снизу. Такой подход — в противовес «предписанию» центра — обеспечивает более высокий уровень взаимодействия фирм, университетов, финансовых структур и органов государственной власти в регионах. Кластер (под которым понимается не просто набор элементов — фирм и объектов инфраструктуры, ассоциируемых с определенной территорией) предполагает самоидентификацию и самоорганизацию региональных игроков, выработку общей стратегии, запуск совместных проектов, организационное проектирование, соответствующее целям и задачам кластера. Кластеры должны стать реальным партнером региональных и национальных властей в выработке согласованных и эффективных мер, направленных на повышение конкурентоспособности всех участников инновационной цепочки. 

2. Конкуренция кластерных инициатив. Национальные власти должны не назначать приоритетные кластеры, но отбирать объективно наиболее проработанные проекты. Лучшие европейские практики показывают, что целесообразнее объявить конкурс, в результате которого любые группы организаций смогут организовать эффективный кластер. Конкуренция и жесткий отбор (с большим процентом отклоненных заявок) заставляют участников кластерных инициатив и региональные органы власти основательно подходить к качеству проектов и стратегий развития. 

От качества процедур отбора проектов во многом зависит успех всей кластерной политики. В России была разработана комплексная система из 46 количественных и качественных показателей, позволившая отобрать в два этапа пилотные инновационные кластеры, обладающие наибольшим потенциалом развития. На первом этапе количественную оценку прошли 94 поступившие заявки. Силами более 80 авторитетных экспертов были отобраны 37 заявок, набравших максимальные баллы. На втором этапе команды этих кластеров были приглашены на заседания рабочей группы при правительственной комиссии для личной презентации заявок. По итогам обсуждений члены рабочей группы отобрали 25 пилотных инновационных кластеров, из которых только 14 обладателей наиболее проработанных программ смогли претендовать на специальную субсидию из федерального бюджета. 

3. Комплексная поддержка. Эффективное воздействие на ограниченное число кластерных инициатив обеспечивается за счет целого ряда уже существующих программ и институтов. Российским пилотным инновационным кластерам полагается приоритетное финансирование в рамках действующих ФЦП и госпрограмм, а также из средств институтов развития (РВК, Роснано, ВЭБ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Рассматриваются вопросы распространения элементов режима «Сколково» на резидентов пилотных кластеров, запущен процесс согласования предложений пилотных кластеров и потребностей крупнейших компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития. 

Помимо приоритетной поддержки со стороны уже существующих программ и институтов, в федеральном бюджете заложена специальная субсидия для решения специфических проблем, возникающих при развитии кластерного формата взаимодействия. Ее средства могут быть направлены на повышение квалификации персонала и компетенций кластерных менеджеров, организационное развитие кластера, внешнее консультирование (в том числе в вопросах подготовки инвестиционных проектов), участие в крупнейших выставках и в целом маркетинговое продвижение. Важно, что в данном случае ломается устоявшаяся традиция преимущественного финансирования строительства физической инфраструктуры и покупки оборудования. Кластеры — это, прежде всего, люди и отношения, а не здания и сооружения. 

4. Диверсификация источников финансирования. Участие федерального бюджета в проектах пилотных кластеров должно сочетаться с соразмерными вложениями со стороны как региональных органов власти (которые должны симметрично отразить поддержку кластеров в своих программах), так и со стороны самих участников кластеров. Софинансирование является залогом эффективного участия субъектов в кластерных инициативах. 

5. Согласованность действий. Поддержка кластеров требует высокой скоординированности действий органов власти различного уровня и сфер деятельности, в том числе целого ряда министерств и ведомств. В России формирование пилотных кластеров зависит, прежде всего, от взаимоувязанности действий Минэкономразвития, Минпромторга и Минобрнауки. Согласование их позиций по данному вопросу обеспечивается в рамках Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, который возглавляет президент страны. 

Перечисленные принципы поддержки кластеров нашли воплощение в ряде европейских кластерных программ, прежде всего, в Германии и Франции. Евгений Куценко предложил максимально полно использовать накопленный опыт в процессе разработки методологии региональной инновационной политики в Казахстане. Акцент на развитие кластеров позволяет объединить наиболее значимые и конкурентоспособные региональные организации, структурировать их интересы, согласовать общую картину будущего и стратегию развития на основе Форсайта, подготовить и реализовать проекты, повышающие инновационный уровень территорий их базирования. 

Материал подготовил Евгений Куценко 

 Презентация к выступлению Евгения Куценко