По кластерам разойдись!

Что такое Центр кластерного развития и почему смоленским предпринимателям выгодно работать сообща? Еще совсем недавно слово «кластер» считалось непонятным неологизмом, который не имеет никакого отношения к реальному миру российского бизнеса. Конечно, многие предприниматели о них слышали, но вот о том, что именно они из себя представляют и для чего нужны, имели лишь весьма отдаленное представление. Не удивительно, что появление в Смоленской области собственного Центра кластерного развития было встречено местными представителями МСП весьма скептически


И, как оказалось, напрасно: смоленский Центр очень быстро доказал предпринимателям, что готов оказать им реальную поддержку, а пресловутые кластеры – весьма полезное и выгодное (прежде всего — для самих компаний) явление. Так, только за минувший 2017 год в территориальные кластеры вступило больше тридцати субъектов малого и среднего предпринимательства, для которых сотрудники Центра провели больше двух десятков  образовательных мероприятий. Маркетинговые исследования, услуги по брендированию, содействие в продвижении на рынок новых товаров и услуг и возможность представить свой продукт на крупных российских и международных выставках – вот лишь неполный перечень услуг, которые Центр готов оказать смоленским предпринимателям. Правда, при одном условии – если они станут участниками одного из действующих кластеров.

Так что такое кластеры, зачем они нужны Смоленщине и как стать частью одного из них, «ГТ» рассказал директор Центра кластерного развития Денис Аленин.

— Давайте начнем с самого простого и очевидного вопроса: что такое кластер?

— Кратко ответить на этот вопрос непросто, поэтому попробую объяснить на конкретном примере. В Сафоновском районе расположено одно из крупнейших предприятий региона — завод «Авангард», специализирующийся на выпуске изделий из композитных материалов. А вокруг него работают другие предприятия, которые выпускает похожую продукцию и так или иначе взаимодействуют с «Авангардом». И вот однажды эти компании, вдохновленные успешным примером других регионов, уже имеющих дело с кластерами, тоже решили объединиться в одну структуру для еще более плодотворной работы.

Важно понимать, что формально все эти компании так и остались отдельными, не зависящими друг от друга предприятиями. При этом, как только на горизонте появляется серьезная проблема, с которой не способны в одиночку справиться даже самые успешные из них, участники кластера объединяются и выступают единым фронтом. Можно сказать, что кластер – это своеобразная ассоциация, объединение компаний, работающих в схожей отрасли и выпускающих похожую продукцию.

— Получается, что первый шаг к формированию кластеров на Смоленщине сделали сами компании. А как в регионе появился Центр кластерного развития?

— Объединение смоленских предпринимателей в региональные кластеры поддержала Администрация Смоленской области. Формально наш Центр начал свою работу в 2016 году, однако подготовка к этому событию началась намного раньше. При поддержке Губернатора области Алексея Владимировича Островского мы подготовились к конкурсу Минэкономразвития России и получили федеральную субсидию на финансирование работы Центра. И первым кластером, который сформировался на Смоленщине, стал, конечно, композитный кластер. А вот сама идея создания в российских регионах специальных организаций, которые помогают предпринимателям, в том числе и центров кластерного развития, принадлежит президенту страны.

— Сегодня на территории региона функционируют или активно формируются уже четыре кластера. Насколько легко местные предприниматели соглашаются работать сообща?

— Мы всеми силами стараемся донести до смоленских предприятий и компаний, что, объединившись в кластер, они получат возможность более эффективно решать свои проблемы. Ведь когда предприниматели выступают единым фронтом, то игнорировать их мнение становится очень и очень сложно. С ними начинают считаться, к ним прислушиваются, в том числе – и представители региональной власти. Я всегда привожу в пример хрестоматийную притчу про прут и веник. Один прут сломать очень просто, но если сложить несколько прутьев вместе, то сломать получившийся веник будет практически невозможно.

— Наверное, нелегко убедить в этом предпринимателей, которые привыкли конкурировать друг с другом…

— Такая психология была весьма распространена в первые годы после распада Советского Союза. Мол, предприниматель предпринимателю – враг, и никак иначе! Лично меня радует, что сегодня представители малого и среднего бизнеса наконец-то начинают понимать, что взаимодействовать друг с другом, выстраивать конструктивный диалог – куда более перспективный подход к делу. К примеру, меня очень удивило, насколько дружественная атмосфера сложилась между смоленскими IT-компаниями, входящими в состав регионального кластера информационных технологий. Они не боятся конкуренции и порой даже отправляют своего клиента в другую, более подходящую ему фирму, если понимают, что человек обратился не совсем по адресу. Для них пресловутая конкуренция — самый мощный стимул для развития, который заставляет их постоянно самосовершенствоваться генерировать новые идеи буквально в режиме нон-стоп.

— Расскажите подробнее о том, какие функции сегодня выполняет Центр кластерного развития и какую помощь оказывает смоленским предпринимателям?

— Прежде всего наша задача – помочь смоленским предпринимателям найти общий язык друг с другом, объяснить, почему им выгодно объединяться в кластеры, и рассказать о тех бонусах, на которые они в результате подобного объединения могут рассчитывать. Сегодня Центр готов оказать участникам кластеров два основных вида поддержки — информационную и финансовую. Причем первая зачастую оказывается ничуть не менее ценной, чем вторая. Да, успешные предприниматели хорошо умеют зарабатывать деньги, а вот найти нужную им и, главное, достоверную информацию способны далеко не всегда. Здесь мы всегда готовы прийти им на помощь, рассказать о том, какие меры поддержки малого и среднего бизнеса существуют на данный момент не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Что касается финансовой поддержки, то сразу оговорюсь – мы не выдаем предпринимателям деньги «на руки», а оказываем софинансирование таких важных и значимых для компании мероприятий, как, например, проведение рекламной компании в СМИ или сертификация продукции. И еще один важный момент: на данный вид поддержки могут претендовать только участники региональных кластеров. С полным перечнем услуг и подробной информацией все желающие могут ознакомиться на сайте Центра.

— То есть предприниматели, которые не входят ни в один из существующих на территории Смоленщины кластеров, обратиться к вам за помощью не могут?

— Почему же нет? Если компания или отдельно взятый предприниматель хотят присоединиться к одному из существующих кластеров, создать новый или просто получить ответы на волнующие их вопросы, мы готовы оказать им консультационную поддержку. Ограничения касаются лишь материальной помощи. Но я очень надеюсь, что уже совсем скоро одиноких бизнес-«прутиков» на Смоленщине практически не останется,  и основная часть предпринимателей будут работать сообща и, как любил повторять герой знаменитого советского мультфильма, жить дружно.

Источник«Главная Тема»

22.02.2018