• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инноваторам Москвы помогут деньгами и связями

Участники экспертной сессии «Инновационный кластер Москвы: новый формат партнерства для достижения национальных целей», проведенной 11 марта Правительством Москвы и Высшей школой экономики, обсудили пакет перспективных мер финансовой поддержки участников создаваемого кластера. Предложенные инструменты помогут в реализации высокотехнологичных кооперационных проектов, удовлетворяющих потребности горожан и обладающих экспортным потенциалом.

В феврале 2019 года Мосгордума приняла Закон «Об инновационном кластере Москвы». Как ожидается, кластер поможет в достижении трех главных целей: продвижение столицы на позиции ведущих мировых центров развития новых технологий, содействие в реализации нацпроектов и улучшение качества жизни горожан. Ключевым инструментом их реализации должны стать совместные инновационные проекты участников кластера.

На экспертной сессии представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минобрнауки и Российской венчурной компании рассказали о применяемых ими мерах содействия кооперации в инновационной сфере. Так, Минэкономразвития поддерживает инновационные кластеры через создание инфраструктуры (инжиниринговые центры), развитие сервисов специализированных организаций кластеров, обучение управленческих команд. Модель Минпромторга выстроена в логике достройки в промышленных кластерах кооперационных цепочек, создания импортозамещающих производств под обязательства закупки продукции крупными компаниями. В центрах НТИ и НОЦ реализуется формат консорциумов: бюджетные средства выделяются на исследования и разработки научных организаций и вузов в интересах индустриальных партнеров.

В концепции Инновационного кластера Москвы учтены лучшие практики и ограничения этих программ. Также предусмотрена линейка мер по стимулированию кооперации на разных этапах создания высокотехнологичной продукции. Оператором новых инструментов станет Фонд кластера.

Инновации, нужные рынку. Потенциал Москвы, концентрирующей треть исследователей и основных фондов всей российской науки, в производстве инновационных товаров недоиспользуется. Для наращивания объема новых продуктов, созданных на основе отечественных научных разработок, рассматривается возможность частичного возмещения бизнесу затрат на опытно-конструкторские и технологические работы, выполненные по его заказу сторонними организациями. Взамен предприниматели должны будут взять на себя обязательства по организации производства и быстрому наращиванию выпуска инновационной продукции.

Кастомизация продукта. Для перехода от штучных ноу-хау к стимулированию их потока, а также с целью доведения продуктов до уровня требований перспективных заказчиков прорабатывается возможность частичной компенсации компаниям затрат на инжиниринг и промышленный дизайн. Эта мера позволит не только модернизировать основные фонды московских предприятий, повысить качество и скорость выпуска инновационной продукции, но и усилить позиции города как центра интеллектуальных услуг для бизнеса.

Живые лаборатории для пилотного тестирования инноваций. Для стадии выпуска мелкой серии, предполагающей апробирование новых продуктов и сервисов в реальных условиях до их вывода на рынок, столичные власти планируют инфраструктурное решение — запуск сети городских площадок пилотного тестирования инноваций. Подобная масштабная программа вовлечения потенциальных пользователей — компаний, жителей, органов власти — станет первой в России. За рубежом эта практика более распространена: живых лабораторий в мире насчитывается свыше 400. Они расположены преимущественно в городах и позволяют проводить испытания опытных образцов и технологических процессов в реальных условиях, часто с привлечением горожан (отсюда название).

В близком формате тестирования инноваций проходят с 2017 г. в рамках открытых запросов столичной мэрии. На данный момент успешно апробированы более 50 решений: приборы очистки и обеззараживания воздуха, система дистанционного мониторинга и экстренного вызова помощи, антивандальное защитное покрытие, экскурсионные маршруты с использованием голографического контента и др. Между тем потенциал применения живых лабораторий намного выше: потребность в тестировании новых продуктов 1200 московских компаний, которые откликнулись на запросы мэрии, оказалась удовлетворена лишь на 4%.

В качестве пилотных площадок могут выступать государственные и частные объекты: стадионы, парки, торговые центры, банки, аэропорты, больницы. Участники экспертной сессии предложили создать сеть пилотных площадок на базе действующих учреждений здравоохранения Москвы, поликлиник и стационаров. На них с привлечением медработников, пациентов и разработчиков новых решений можно тестировать не только медицинские изделия и фармацевтические продукты, но и саму систему организации врачебной помощи, инженерно-технического обеспечения объектов здравоохранения. Широкое внедрение живых лабораторий откроет столичным инноваторам доступ на новые рынки, стимулирует развитие коммерческого сектора услуг по тестированию продуктов в городских условиях, вовлечет большее число жителей в инновационную активность.

Интеллектуальный капитал. Возможности отечественных инновационных компаний в плане доступа к кредитным инструментам заметно снижаются из-за высокой доли нематериальных активов в структуре их собственности. За рубежом эта проблема отчасти решается предоставлением госгарантий на кредит под залог интеллектуальной собственности. Данный подход могут перенять и столичные власти, что будет стимулировать высокотехнологичный бизнес более активно использовать патенты в своей хозяйственной деятельности. Москва является центром патентной активности в стране: на организации города приходилось 24% патентных заявок на изобретения, поданных в 2017 г. в России. Дополнительным эффектом от внедрения этой практики станет вовлечение в контур кластера банковского сектора, развитие в городе умных финансовых услуг.

Представители федеральных органов власти, институтов развития и бизнес-сообщества дали свои предложения по механизмам предоставления описанных мер поддержки, в том числе составу контрагентов, ключевым показателям эффективности, лимитам финансирования. Министерства, реализующие программы развития кластеров, поделились с городскими властями идеями по синхронизации федеральных мероприятий с кластерной инициативой столицы.

Планируется, что новые меры поддержки потенциальных участников Инновационного кластера Москвы будут приняты в первой половине 2019 года.

Фото предоставлены Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы