Инновационный кластер Москвы определяется с обликом будущего
Фонд Московского инновационного кластера, по сути, костяк его организационной структуры, будет создан через считанные недели. Такие планы сообщила Кристина Волконицкая, замглавы департамента предпринимательства и инновационного развития города, в ходе экспертной сессии «Инновационный кластер Москвы: перспективные направления научно-технологического развития», прошедшей 24 апреля в Высшей школе экономики. Ее участники обсудили направления поддержки со стороны Фонда и пилотные совместные проекты в сферах ИКТ, медицины и биотехнологий, передовых производственных технологий и новых материалов.
ВИДЕОЗАПИСЬ
Решение об учреждении фонда было принято постановлением Правительства Москвы от 25 апреля. Этим же постановлением утверждены положение о наблюдательном совете Фонда, его состав, а также порядок и условия участия в инновационном кластере. Важным новшеством в работе Фонда с участниками кластера должен стать исключительно электронный формат документооборота — через информационную систему кластера. Ожидается, что и заявки на поддержку совместных проектов также будут подаваться онлайн. Первые из них могут быть отобраны уже в 2019 году, поэтому будущим заявителям важно уже сейчас определяться с контурами пилотных инициатив.
Как войти в кластер?
Правительство Москвы придерживается принципа безбарьерности, минимизации требований к организациям на этапе вхождения в кластер. Ограничения на ОКВЭДы для будущих участников сняты — они могут осуществлять свою деятельность в любых сферах, что облегчит сборку кооперационных проектов. При этом, согласно требованиям Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ, в соответствии с которым создается Фонд, для него определяются направления инновационной деятельности, в контуре которых будет осуществляться поддержка проектов участников кластера.
Среди таких перспективных направлений власти Москвы рассматривают: информационно-коммуникационные технологии; передовые производственные технологии и робототехнику; новые материалы и нанотехнологии; медицину и фармацевтику; биотехнологии; технологии охраны окружающей среды; перспективные технологии строительства; технологии снабжения и потребления электрической и тепловой энергии; перспективные транспортные системы; индустрию финтеха. Ожидается, что именно в этих сферах будет сконцентрирован пул решений, которые обеспечат инновационное развитие столицы, рост конкурентоспособности и продвижение продуктов предпринимателей Москвы на зарубежные рынки. На это указывают результаты анализа больших данных, библиометрического и эконометрического анализа, форсайт- и экспертных сессий, проведенных Высшей школой экономики в ходе подготовки концепции развития кластера.
Задача сегодняшнего дня — конструирование под эти направления кооперационных проектов, определение состава партнеров для их реализации.
Опытом поддержки высокотехнологичных проектов, инициируемых организациями Москвы, поделились в ходе мероприятия эксперты ВЭБ, РВК, Фонда содействия инновациям, Фонда развития промышленности, Клуба директоров по науке и инновациям, Федеральной службы по интеллектуальной собственности (см. программу с именами участников). Напомним, что перспективные меры поддержки участников кластера обсуждались с представителями федеральных органов власти, институтов развития и бизнес-сообщества в марте на площадке Цифрового делового пространства.
Новые ориентиры и договоренности
В ходе экспертной сессии «Инновационный кластер Москвы: перспективные направления научно-технологического развития» были обозначены новые ориентиры в работе кластера Москвы.
Синхронизация ИТ-платформ. Участники дискуссии зафиксировали важность совместной работы по синхронизации функций портала кластера Москвы (доступ откроют в мае) с платформенными решениями, которые реализуют Фонд развития промышленности, ВЭБ и другие институты развития. Один из приоритетов — единый навигатор мер поддержки, позволяющий потенциальным получателям подобрать для себя оптимальный механизм и траекторию господдержки. Бизнес не должен искать подходящую для себя навигационную систему. Другая возможная функция ИТ-платформы кластера — стандартизации информационных технологий на уровне протоколов и обмена данными между государственными информационными системами.
Приоритетный KPI — количество реализованных проектов. Именно они влияют на качество новых рабочих мест, на возвратность выделяемых государством средств в виде налогов. Несмотря на важность платформенных решений для развития коммуникационной составляющей в кластере, он не должен стать исключительно площадкой для общения.
Привлечение крупных игроков. Поток проектов обеспечит конкурентная атмосфера кластера, понятность мер и прозрачность процедур поддержки. Но все же мощнейшим драйвером для проектных инициатив является конечный спрос на инновации со стороны крупнейших российских и зарубежных компаний. В приоритетном порядке в периметр кластера должны вовлекаться ведущие российские корпорации, в том числе с государственным участием. У большинства из них в Москве располагаются головные офисы и R&D-подразделения. Многие компании, вдохновляясь подходом открытых инноваций, формируют свои экосистемы — создают корпоративные акселераторы, венчурные фонды, систему поощрения изобретателей и рационализаторских решений. Сформировав городской центр открытых инноваций, кластер мог бы предложить общий интерфейс взаимодействия между корпорациями и столичными инновационными компаниями. Близким по духу предложением на стратегической сессии стало создание городского центра трансфера технологий, объединяющего компетенции университетов и научных организаций, работающие в городе.
Глокальные амбиции. Производственные цепочки редко ограничиваются территорией Москвы. Важнее не столько локализовать в городе все возможные инвестиции, сколько сконцентрироваться на видах деятельности, связанных с имеющимися компетенциями, конкурентными преимуществами столицы. Потенциально такие инструменты, как ИТ-платформа кластера, живые лаборатории, — площадки тестирования инновационных решений городской центр открытых инноваций можно задействовать для расширения сотрудничества с промышленностью других субъектов РФ и даже на международном уровне.
Высокие технологии в креативном окружении. Меры городской политики не должны замыкаться в индустриальном секторе. При конструировании системы поддержки важно осознавать, что основная добавленная стоимость сегодня лежит не в производстве — она вокруг него — в инжиниринге, дизайне продукта. Нужно внимательно изучить возможности не только технологического бизнеса, но и креативного окружения вокруг него. Поддерживаться должны и компании, реализующие новые бизнес-модели, адаптирующие существующую базу знаний и промышленности под развитие новых отраслей. Их возникновение возможно и при реализации организационных, маркетинговых инноваций; пользовательских, социальных и сервисных инноваций.
Регуляторные песочницы. Характерной для всех технологических областей проблемной зоной участники экспертной сессии признали законодательное регулирование. Создание при поддержке правительства города и органов управления кластера специальных правовых режимов для тестирования разработок — регуляторных песочниц — еще одна задача кластера. К ее решению можно приступать уже сейчас, используя возможности, доступные при создании инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Точками сборки ИНТЦ являются ведущие университеты и научные организации. В Москве уже сейчас насчитывается до 20 потенциальных заявителей на получение этого статуса.
Подготовил Василий Абашкин
См. также:
комментарий о работе Фонда Московского инновационного кластера в ФБ Евгения Куценко, директора Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
колонка Ицхака Адизеса «Демонтаж вертикали: как сделать Россию инновационной страной» (Forbes.ru, 29.04.2019)