Экономические специализации регионов. В поисках истины

В феврале 2019 года в России принята Стратегия пространственного развития. В нее включен перечень экономических специализаций регионов, который рекомендовано учитывать при подготовке федеральных и местных программ. Однако реальных различий территорий этот список не отражает, считают эксперты ВШЭ.

Экономические специализации — отрасли, в которых тот или иной субъект РФ силен и перспективен. Сотрудники Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко, Василий Абашкин и Екатерина Исланкина изучили их и сравнили с перечнем, разработанным Минэкономразвития. Результаты исследования* значительно разошлись с рекомендациями из Стратегии.

Для выявления отраслей специализации в ВШЭ используют метод значимых кластерных групп (применяется с 2000 года в США в рамках проекта US Cluster Mapping и с 2005 года на уровне всего Евросоюза). По нему, в отличие от методики министерства:

возможности регионов «измеряются» не только традиционной промышленной деятельностью — учитывается сфера интеллектуальных услуг, креативных и культурных сегментов;

специализации выделяются исключительно на основе торгуемых (экспортоориентированных) отраслей. Перечень в Стратегии, привязанный к ОКВЭД 2, кроме них содержит виды деятельности, замкнутые на локальном спросе.

В итоге разным получился как региональный охват специализациями, так и их число в отдельных территориях:

в Стратегии 30% наиболее распространенных специализаций указаны для 71% субъектов Федерации (например, «растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях» — для 80 регионов, а «производство прочих готовых изделий» — для 84). По подсчетам ВШЭ, треть самых распространенных специализаций объективно обнаруживаются лишь в 29% территорий;

по данным ВШЭ, больше всего специализаций (от 42 до 40) у Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. В то же время в целом ряде регионов подлинно значимые на национальном уровне отрасли еще не созрели (см. рисунок). Несмотря на это, в Стратегии показатели Санкт-Петербурга (14) и Московской области (22) сопоставимы с относительно слабыми территориями, к примеру, Адыгеей и Хакасией (16). Примечательно также, что Москва — единственный субъект РФ, для которого в стратегическом документе виды экономической специализации не определены.

«Таким образом, методика Минэкономразвития не позволяет увидеть значимые отличия экономического потенциала даже при сравнении заведомо разных территорий», — комментируют исследователи, подчеркивая, что регионы необходимо поддерживать в поисках умной специализации, «ориентируя не на выбор “правильных” отраслей, а на повышение конкурентоспособности за счет трансформации отраслевой структуры».

 

* Результаты исследования «Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию» опубликованы в журнале «Вопросы экономики», № 5, 2019.