Креативизация всей экономики
В последнее время поддержка креативных индустрий как нового источника роста вошла в число приоритетов правительств многих стран, включая Россию. ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. При этом пока нет ни единого определения креативной экономики, ни единой системы ее измерения, крайне значимой для выработки и оценки эффективности мер поддержки креативных индустрий. Возможно ли к такой системе прийти, обсуждали вместе с широким кругом других вопросов представители науки, креативного бизнеса, экспертного сообщества и органов власти в ходе впервые проведенных НИУ ВШЭ 27–28 октября 2021 г. Международной научной конференции «Креативная экономика: на пути к посткризисному восстановлению и устойчивому развитию» и Международного форума молодых исследователей креативной экономики.
Понятие «креативные индустрии» зародилось в конце XX века в Великобритании, фактически выделившись из «культурных индустрий». Эти концепции сложно четко разграничить, и в Европейском союзе, например, используют термин «культурные и креативные индустрии». К единой классификации в мире так и не пришли. В одном сходятся все эксперты: доля креативного сектора в экономике уже довольно заметна и в перспективе значительно вырастет.
Единую систему измерений креативных индустрий создать крайне непросто, в том числе с учетом цифровизации, которая стирает границы между рынком и творческими индивидами, подтверждает один из ведущих мировых исследователей этой темы Стюарт Каннингем, заслуженный почетный профессор коммуникаций и медиа Технологического университета Квинсленда (Австралия). Тем не менее многие страны оценивают, например, доходы или занятость в креативном секторе. В ключевом докладе он коснулся разработанной им концепции «креативного трезубца». Согласно ей, кроме творческих работников в креативных индустриях («специалистов») и поддерживающего персонала, значимую долю творческой занятости составляют «интегрированные» специалисты, занятые в творческих профессиях в других отраслях. В последние годы на пересечении креативных индустрий и цифровых технологий вырос новый сектор — креатек (createch), он растет быстрее, чем экономика в целом, уверен профессор Каннингем, и в будущем создаст немало рабочих мест.
Руководитель отдела креативных индустрий Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Димитер Ганчев согласен с тем, что определение креативного сектора — непростой вопрос, а его решение неизбежно упирается в субъективные оценки. Как понять, что более креативно, а что менее? В общем, «до копейки» креативную экономику измерить нельзя, можно опираться лишь на примерные подсчеты. Сама ВОИС оперирует понятием «copyright industries», относя к ним лишь те индустрии, деятельность которых существенно зависит от распоряжения авторскими правами. В последние годы масштабы этого сектора организация оценивала на уровне 5,1% мирового ВВП и 5,3% общей занятости. Это выше, чем аналогичные показатели развития креативных индустрий, которыми оперирует ЮНЕСКО (по их оценке, доля креативных индустрий в мировом ВВП в 2015 г. составляла порядка 3%).
В России в 2020 г. валовая добавленная стоимость креативных индустрий составила 2,7 трлн рублей. По их доле в ВВП (2,7% в 2020 г.) страна заметно уступает лидирующим США и Китаю, у которых аналогичный показатель составляет 4,2% и 4,3% соответственно. Эти данные привел в своей презентации директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман. Во внешней торговле преобладает импорт, страна в значительной степени зависит от поставок архитектурных, инженерных и технических услуг, а экспортирует в основном продукцию с низкой стоимостью — книги и газетную бумагу, а также предметы интерьера (мебель, обои и т. д.). Между тем занятость в креативной экономике последовательно расширяется во всех трех группах, выделенных в концепции «креативного трезубца», и продолжает расти даже в пандемию. В 2020 г. 4,7% всех занятых работали в творческих профессиях, причем 70% из них — люди с высшим образованием. Внимание к теме растет и со стороны властей, отметил Михаил Гершман. В нынешнем году утверждена Концепция развития креативных индустрий, включающая четкий набор целевых показателей и широкий спектр мер поддержки сектора. Однако для формирования эффективных стимулов правительству не хватает доказательной базы, и комплексные статистические измерения — только первый этап в ее создании.
Директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина полагает, что к 2021 г. на госуровне сложилась в целом системная поддержка креативных индустрий. Кроме упомянутой Концепции, подготовлен проект закона, приняты другие акты, создан Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности, выдаются гранты. В частности, новый президентский Фонд поддержки культурных инициатив предусматривает выделение на этот год 3,5 млрд рублей, 8 млрд рублей в 2022 г. и 10 млрд рублей в 2023 г. Принят федеральный проект «Придумано в России», который включает целый ряд инфраструктурных направлений, создание школ креативных индустрий, творческих инклюзивных лабораторий, центров прототипирования и арт-резиденций в регионах России. Важно еще расширять инвестиционную поддержку, полагает эксперт, например, предоставлять кредиты, по которым в качестве обеспечения банки могли бы принимать не материальные активы, а интеллектуальные права.
Научный руководитель Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и профессор Университета Манчестера Ян Майлз обрисовал картину последствий пандемии и локдауна для креативных индустрий Великобритании. Ожидаемый ущерб, по имеющимся оценкам, может достигнуть 74 млрд фунтов стерлингов. Миллионы людей оказались исключенными из рынка труда. Многие творческие работники, будучи фрилансерами, не смогли опереться на меры поддержки, которые правительство разработало для минимизации последствий коронакризиса. По данным общественной организации ExcludedUK, около 3 млн человек (10% рабочей силы страны) не смогли воспользоваться поддержкой правительства, и среди них немало представителей креативных индустрий.
Творческим людям нужна не только финансовая поддержка, уверена директор созданного в прошлом году Агентства креативных индустрий Москвы Гюльнара Агамова. При этом само творчество вполне может быть успешным бизнесом, бедный художник — не норма. Но чтобы художник (или музыкант, или скульптор) понимал, как зарабатывать на своем искусстве, ему нужна помощь в том или ином виде: например, прокачки бизнес-компетенций, регистрации прав на интеллектуальную собственность, выстраивании каналов продаж и др.
Правительственная поддержка — хорошо, однако у бизнеса в России все меньше желания открывать новые предприятия, обратил внимание директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Примерно с 2016 г. предпринимательская активность падает в целом по экономике и в креативных индустриях: закрывается больше компаний, чем открывается. При этом параллельно наблюдается другой положительный тренд — креативизация, рост креативной занятости в традиционных отраслях. Творческие сотрудники становятся все более востребованными в малых, средних и крупных компаниях, в том числе в госкорпорациях. Ярким примером является крупнейший госбанк, взявший курс на трансформацию в полноценную ИТ-компанию. В креативных талантах предприниматели ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки.
Как показало еще одно исследование Центра «Российская кластерная обсерватория», результаты которого представила ведущий эксперт Виктория Боос, 61% занятых в креативных индустриях России работают на предприятиях малого и микробизнеса. Особенно много креативных бизнесов в сегменте индивидуальных предпринимателей. Российские креативные организации в целом моложе остальных. Креативная активность в больших городах в три раза выше, чем на других территориях, а в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены почти 40% организаций сектора.
И хотя креативность пока остается не просто преимущественно городским явлением, а гиперконцентрированным в городах федерального значения, яркие следы творчества прослеживаются на самых разных территориях, в том числе локализованы в не самых крупных городах. Например, Кострома успешно развивает дореволюционные традиции ювелирного дела, Краснодар — дизайн, Ханты-Мансийск — телерадиовещание, а Нальчик и Якутск стали колыбелями новых ярких киноколлективов. О становлении уже третьего по масштабам центра киноиндустрии страны сообщил директор Корпорации развития Республики Саха — Якутия Афанасий Саввин. Кроме кино и анимации, среди креативных приоритетов региона также ИТ, разработка игр, создание цифрового контента, ювелирный дизайн. Еще одну успешную киноисторию наблюдаем с 2011 г. в Кабардино-Балкарии. Причастный к ее появлению директор Центра «Эрмитаж — Кавказ» Альберт Саральп рассказал о том, как организованная в Нальчике киномастерская режиссера Александра Сокурова всего за десятилетие дала старт новой волне российского кино. Бывает, «и один в поле воин»: приглашение одного гения серьезно усилило креативный потенциал всего региона.
Некоторые субъекты РФ доказывают, что можно преодолеть сырьевую зависимость и развивать креативные индустрии как основу новой экономики. Например, в Тюменской области они включены в инвестиционные приоритеты, подчеркнул директор регионального агентства развития креативных индустрий Алексей Краев. Ставку делают на медиа, отдельные направления в ИТ, архитектуру и урбанистику, промыслы и ремесла.
Расширить базу знаний о креативных индустриях был призван и стартовавший на следующий день после «взрослой» конференции I Международный форум молодых исследователей креативной экономики. В рамках конкурса из десятков поступивших заявок были отобраны восемь лучших работ студентов и аспирантов. В фокусе их исследований оказались самые разные темы — от музыки, которую пишет искусственный интеллект, и роли блогеров в креативной экономике до NFT-токенов, могущих выступать и предметом искусства и криптовалютой. Экспертное жюри с участием российских и международных исследователей, а также представителей Минобрнауки России наиболее высоко оценило три работы. Две из них связаны с урбанистикой. Так, Анна Шерстнева из МГУ изучила, можно ли применить успешный опыт Лондона по развитию креативных кластеров для ревитализации промзон в Москве. А Александр Михайлов и Катерина Лысенко из НИУ ВШЭ проанализировали векторы развития креативного кластера в Басманном районе столицы. Третья работа Евгении Евпак и Григория Консона из НИУ ВШЭ посвящена генеративной музыке как актуальному тренду мировой музыкальной индустрии. Все участники форума получили рекомендации экспертов по своим исследованиям. Можно ожидать, что в ближайшее время доказательной базы для развития креативных индустрий станет больше.