Евгений Куценко представил методологический комментарий к Рейтингу креативных регионов

Руководитель проекта по формированию рейтинга креативных регионов — директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко прокомментировал ряд вопросов, поднятых в материале «РГ» «Тюменцы не согласились с 12 местом в рейтинге креативных индустрий».

Куценко Евгений Сергеевич

Евгений Куценко

директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

«В дискуссии о том, что важнее для креативных индустрий — культура или экономика, мы выбираем оба варианта. А еще добавляем среду (общее благосостояние, уровень образования, защита интеллектуальной собственности и внедрение цифровых технологий) и активность региональных властей. Мы считаем, что комплексный подход позволяет точнее увидеть сильные и слабые стороны каждого региона, что гораздо полезнее, чем ранжирование по одному-двум показателям. Собственно, наши результаты показали, что в одних регионах (мы их назвали эволюционными) преобладает культура, в других (эффективные) — коммерчески ориентированные креативные индустрии.

Логика подбора показателей в блок «Экономика креативных индустрий», на наш взгляд, максимально прозрачна и схожа с оценкой бизнеса. Вместо добавленной стоимости (довольно сложный в вычислении и интерпретации показатель), инвесторы прежде всего смотрят на объем производства, размер активов и численность занятых. Такие же показатели взяли и мы, но в приложении к экономике регионов.

Что касается оценки вклада креативных индустрий в валовый продукт, этот показатель нам хорошо знаком. Скажу лишь, что впервые такую оценку на уровне страны мы дали еще в 2021 году и именно эти данные были включены в правительственную Концепцию развития креативных индустрий. Параллельно проводили расчеты для Правительства Москвы (2021 и 2023 годы).

Почему мы не включили данный показатель в наш Рейтинг? Ответ такой: детализация публикуемых Росстатом данных не позволяет дать точную цифру. Из-за высокой степени агрегации региональных данных по добавленной стоимости мы вынуждены давать собственную оценку их распределения по креативным видам деятельности исходя из характера распределения произведенной в регионе продукции и услуг. Мы считаем такой подход корректным, однако, любая оценка проигрывает точным данным, на которых мы решили построить новый экспериментальный Рейтинг.

Приоритет надежности объясняет и наш подход к оценке качества региональных политик. Зачастую региональные меры очень разношерстны, их реализуют разные министерства и агентства, реальную финансовую обеспеченность и результативность всех мер невозможно подтвердить на основе открытой, верифицируемый экспертным сообществом информации. Поэтому мы сделали ставку на оценку наличия нормативной правовой базы, профильного организационного обеспечения, твердых налоговых льгот в регионах, а также участия региональных властей и креативных организаций в наиболее распространённых федеральных мерах поддержки (таких инструментов девять: их реализуют Минкультуры, Минпромторг, Минцифры, Президентский фонд культурных инициатив). И тут логика прозрачна: если регион сумел подготовить качественную заявку, победить в федеральном конкурсе, значит его креативный проект качественный, а команда, которые его собрала, — эффективная.

Многие из описанных выше подходов хорошо отработаны в рамках формирования Рейтинга инновационного развития регионов России, который мы выпускаем уже более 10 лет (к слову, скоро выйдет его восьмой выпуск). Однако мы понимаем, что для креативного сообщества многие уже апробированные подходы и принципы неочевидны и, как минимум, требуют более детального объяснения. Для этого мы планируем в декабре провести большой методологический семинар, куда обязательно пригласим все регионы и всех заинтересованных субъектов — от органов власти до креативных практиков и исследователей. Наша команда настроена поддерживать тесный диалог с профессионалами, поэтому убежден, что результаты данного обсуждения, как и других дискуссий по теме нового рейтинга, помогут его совершенствовать и сделать полезным продуктом для лиц, причастных к развитию креативных индустрий, в том числе принимающих решения о поддержке данной сферы на уровне страны и регионов.