Предпринимательская активность в России: движение вверх
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать предпринимательскую активность в отраслях и регионах России. В фокусе нового исследования — итоги 2022 года и их сравнение с результатами предыдущего периода.
Справочно: Исследование базируется на информации базы данных «СПАРК-Интерфакс» о действующих и ликвидированных1 в 2015—2022 гг. юридических лицах2, сгруппированных в 83 класса (двухзначных кода)3 и 18 разделов ОКВЭД.
Под коэффициентом относительного прироста числа организаций понимается отношение абсолютного прироста числа организаций за отчетный период к числу действовавших на начало отчетного периода организаций (разность коэффициентов рождаемости и смертности организаций).
Под коэффициентом рождаемости организаций понимается отношение созданных за отчетный период организаций к числу действовавших на начало отчетного периода организаций, выраженное в процентах.
Под коэффициентом смертности организаций понимается отношение ликвидированных за отчетный период организаций к числу действовавших на начало отчетного периода организаций, выраженное в процентах.
За 2022 г. общее число организаций в России уменьшилось на 45,6 тыс. При этом по сравнению с 2021 г. темп убыли компаний снизился в 3,5 раза. Это обусловлено не только сокращением количества ликвидированных юридических лиц (на 24% по сравнению с 2021 г.), что может объясняться действовавшим полгода мораторием на банкротство4, но и ростом числа созданных юрлиц (на 8%) (рис. 1). Положительный тренд сохраняется, несмотря на санкционные ограничения, уход из страны зарубежных компаний и разрыв сформированных ранее логистических цепочек. В результате коэффициент относительного прироста числа организаций в стране в 2022 г. составил −1,5 против −4,9 в 2021 г., −8,6 в 2020 г. и −9,2 в 2019 г.
Отраслей и регионов с положительной предпринимательской активностью стало больше
Как и годом ранее, прирост числа организаций наблюдался в добыче полезных ископаемых (коэффициент относительного прироста 1,4), здравоохранении и социальных услугах (1,4). По результатам 2022 г. положительная динамика зафиксирована также в области информации и связи (2,1) и строительстве (1,0).
По сравнению с итогами 2021 г. коэффициент относительного прироста числа организаций в 2022 г. увеличился в 17 из 18 укрупненных отраслей (разделах ОКВЭД); исключением стала только сфера водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов (с −1,5 до −1,8). При этом максимальный рост показателя отмечен в торговле (с −8,3 до −2,8) и строительстве (с −4,2 до 1,0) — отраслях-лидерах по числу действующих в стране компаний, на которые приходится 27% и 13% общего числа юридических лиц соответственно. Эти же две отрасли повысили и приходящуюся на них долю созданных в стране организаций (рис. 2).
За прошедший год увеличилось и количество регионов, в которых отмечен рост числа компаний. Если в 2021 г. улучшение предпринимательской активности наблюдалось в шести субъектах Российской Федерации, то в 2022 г. таких территорий стало уже 16.
В сравнении с результатами 2021 г. положительную динамику по коэффициенту относительного прироста числа организаций показали 69 регионов России. При этом Москва, в которой зарегистрированы 18% юрлиц страны, продемонстрировала наиболее впечатляющие результаты по изменению показателя (с −8,0 до 3,3).
По абсолютному приросту числа компаний в топ-5 субъектов Российской Федерации в 2022 г. вошли Москва, Смоленская, Омская, Свердловская и Московская области. Практически во всех этих регионах такой результат обеспечен за счет расширения сферы торговли, строительства, транспортировки и хранения (табл. 1). Рейтинговые оценки предпринимательской активности по всем регионам России представлены в Приложении.
Москва стала лидером создания новых компаний
В 2022 г. в Москве были зарегистрированы 91 тыс. новых организаций (36% от общего числа юрлиц, созданных в стране в течение года), тогда как закрылись 73 тыс. компаний (24% от ликвидированных в России организаций). Столица впервые за восьмилетний период наблюдения вышла на первое место среди регионов по коэффициенту рождаемости организаций. По коэффициенту смертности юрлиц город ушел с позиций антилидера соответствующего рейтинга, заняв третье место.
В Москве по итогам прошлого года число юридических лиц увеличилось в восьми из 18 анализируемых отраслей. В сравнении с 2021 г. коэффициент относительного прироста числа организаций вырос во всех сферах (кроме водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов). Максимальная динамика по этому показателю наблюдалась в столице в строительстве (с −6,0 до 18,2) и торговле (с −12,7 до 2,9). Москва, концентрируя 17% и 20% профильных организаций, выступила в роли драйвера предпринимательской активности в указанных отраслях для страны в целом.
Среди причин стремительного роста московского строительного сектора в первую очередь следует выделить выход на завершающие этапы по запущенным ранее крупным инфраструктурным и жилищным проектам (например, строительство объектов делового центра «Москва-Сити», технологической долины МГУ «Воробьевы горы», Московского международного медицинского кластера, кампуса МГТУ им. Баумана, Большой кольцевой линии метро и Московского скоростного диаметра, застройка промышленных зон и территорий Новой Москвы). В результате в 2022 г. самым быстрорастущим видом экономической деятельности в столице (с коэффициентом относительного прироста числа организаций 29,2) стали специализированные строительные работы, к которым в том числе относятся подготовка стройплощадок, строительно-монтажные и отделочные работы. Строительство зданий заняло третье место с показателем 14,8, а строительство инженерных сооружений — восьмую строку, показав прирост на уровне 7,1. Примечательно, что с октября прошлого года в Москве было создано больше строительных компаний, чем в остальных регионах России (рис. 3).
Основой постпандемийного восстановления предпринимательской активности в сфере торговли выступил ее оптовый сегмент, в котором работают 23% компаний столицы. Коэффициент относительного прироста числа организаций в этом виде деятельности составил 3,8. Достижение такого результата связано с созданием новых юрлиц, число которых в Москве в конце 2022 г. сравнялось и даже превысило суммарные показатели других субъектов Российской Федерации (рис. 4). Появлению новых участников в сфере оптовой торговли способствовало развитие параллельного импорта и создание компаний, оказывающих соответствующие посреднические услуги, а также переориентация офлайн-бизнеса на получивший развитие в коронакризис рынок электронной коммерции. По итогам 2022 г. в розничной торговле убыль организаций остановилась на отметке −0,3. Нивелирование спада на столичном рынке ритейла можно объяснить, в том числе, продолжавшимся в 2022 г. вводом в эксплуатацию небольших по площади торговых центров районного формата, на деловую активность в которых уход с российского рынка международных брендов повлиял незначительно (в отличие от крупных ТЦ).
Не угасает интерес к самозанятости
Количество самозанятых в России в 2022 г. продолжало стремительно увеличиваться (на 69,9%) на фоне сокращения числа юридических лиц и скромного роста числа индивидуальных предпринимателей. По данным ФНС России, по итогам года соответствующим специальным налоговым режимом пользовались свыше 6.5 млн чел. (рис. 5). Традиционно формирующие топ-5 наиболее популярные среди самозанятых отрасли («ремонт», «авто», «IT-сфера», «красота» и «информационные услуги») показали разную динамику. Так, в лидерах роста оказались «красота» и «ремонт» — численность самозанятых, предоставляющих услуги в этих сферах, возросла на 85% и 76% соответственно. Динамика трех других популярных направлений уступала темпам прироста самозанятых по стране в целом. Так, отрасль «авто» прибавила 60%, «информационные услуги» — 58%, «IT-сфера» — 53%.
Комментарий:
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
На моей памяти это, пожалуй, первый рейтинг субъектов РФ, где Москва и Санкт-Петербург оказались на разных полюсах. Более того, целый ряд регионов с сильной экономикой попали в «красную» зону отрицательной предпринимательской динамики. Москва здесь — локомотив роста, но и без нее тренд на постепенное повышение предпринимательской активности в стране налицо.
Возникает вопрос, насколько устойчивыми будут полученные результаты в долгосрочной перспективе? Или же они отражают естественную цикличность строительных проектов, необходимость юридической утряски практик параллельного импорта и изменения логистических цепочек. Уверенными можно быть в одном — мощном росте малых форматов организации бизнеса (самозанятых и ИП), через которые восполняется объективный дефицит сервисной экономики. Еще в 2021 г. мы показали, что на сервисную триаду (торговля, деловые и ИТ-услуги, туризм) приходится 46,8% торгуемого сектора в США, 33,2% — в Европе и лишь 13,8% — в России. Подобные же форматы популярны и в креативных индустриях, занятость в которых растет, несмотря ни на какие кризисы.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным «СПАРК-Интерфакс», ФНС; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.
Материал подготовили Василий Абашкин, Евгений Куценко, Кирилл Тюрчев
В сборе данных принимал участие Денис Мартынов
Предыдущий выпуск серии «Наука, технологии, инновации»:
«Китай расставляет акценты в научно-технической политике»
См. также: